Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

Июнь 3, 2017 (обновлен)

 

 

ВЫГОДНО ЛИ ИНВЕСТОРАМ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС В УЗБЕКИСТАНЕ

 

Первое, чем задаётся любой инвестор, перед тем как начинать многообещающее дело на привлекательном рынке нового государства, это: выяснение наличия стабильной законодательной базы, мягкости льготной налоговой подушки и, конечно же, конвертируемости местной валюты на внешнем рынке.

Если с первыми из двух критериев инвестиционного выбора у нас более чем порядок, то вот с последним элементом финансовой экспозиции на деле не получается. Какая-то мелочь в виде отсутствия сума в международной платёжной системе CLS назойливо мешает нам закончить целостную картинку экономического доверия, признав сум валютой СКВ и поставив его вровень с другими номиналами котируемые МВФ. Ну и пусть, зато это нисколько не мешает сконвертировать национальную валюту в доллары на внутреннем рынке внебиржевого банковского сектора Узбекистана. Так что, жирную галочку под графой ОК, в смысле отлично, в отношении работы с рынком Узбекистана инвестору поставить всё-же придётся, а вот выгодно ли, мы разберём с причмокиванием дальше.

Обычная практика серьёзного инвестиционного капиталовложения выражается в создании в Узбекистане предприятия с иностранными инвестициями, чаще всего производственного. Да и законодательство упорно, но верно множеством фискальных, таможенных и прочих льгот, ласково подталкивает будущих инвесторов к направлению бизнеса, в котором надо поиграть с воображением, имея ввиду товары реально актуальные  для насыщения рынка Узбекистана.

Большой плюс во всём этом, в том, что новоявленным бизнес гуру вовсе не нужно будет, проводить многочисленные маркетинговые исследования рынка, утопая в бездне аналитических сводок и графиках волатильной кривой. Всё это, уже предусмотрительно сделано за вас на основе главного рыночного принципа государства - макроэкономического спроса. От вас же остаётся только выбрать отрасль брожения инвествложений и подсчитать прибыли. Ну конечно с неизбежными убытками и конечно с шагом в пять лет, на 20 летнем прогнозе бизнес плана. Но самое сладкое именно в том, что законодательное древо гроздевых льгот сулит получение плодоносной прибыли в гораздо большей степени, нежели размеры сопутствующих потерь. Главное, знать правильный вектор производственного базиса, с которого надо шагать вперёд.  

Указом Президента РУз за №УП-3594 от 11.04.2005г. определены 20 приоритетных производственных отраслей Узбекистана, где свежие валютные вливания совсем не помешали бы, а как раз, были бы весьма кстати.

На выбор инвесторов представлены следующие промышленные клондайки:  

1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике.

2. Легкая промышленность:
производство готовых хлопчатобумажных, шерстяных и смесовых тканей, а также трикотажного полотна;
производство готовой швейной, трикотажной, чулочно-носочной продукции и текстильной галантереи;
производство натуральных кож, кожевенно-галантерейная промышленность, обувная промышленность.

3. Шелковая промышленность:
производство шелковых тканей и готовых изделий из шелка.

4. Промышленность строительных материалов:
производство новых видов строительных материалов, указанных в приложении N 1а к Указу Президента Республики Узбекистан от 24 марта 2005 года N УП-3586.

5. Промышленное производство мяса птицы и яиц.

6. Пищевая промышленность:
производство готовой промышленно-переработанной пищевой продукции из местного сырья (за исключением алкогольных, безалкогольных напитков и табачных изделий).

7. Мясо-молочная промышленность:
производство готовых видов мясной и молочной продукции, сыра и животного масла, а также продукции переработки внутренностей животных.

8. Переработка и консервирование рыбы и рыбных продуктов.

9. Химическая промышленность.

10. Нефтехимическая промышленность.

11. Медицинская промышленность, а также производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

12. Производство упаковочных материалов.

13. Строительство электростанций на базе альтернативных источников энергии.

14. Угольная промышленность:
обогащение угля;
производство угольных брикетов;
сланцевая промышленность.

15. Производство электроферросплавов и метизов производственного назначения.

16. Машиностроение и металлообработка:
машиностроение;
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
строительное, дорожное и коммунальное машиностроение;
машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов.

17. Станкостроительная и инструментальная промышленность.

18. Стекольная и фарфорофаянсовая промышленность.

19. Микробиологическая промышленность.

20. Производство игрушек.

Более полно этот список раскрывается в подробной расшифровке инвестиционных отраслей экономики, приведённых в Приложении №1 к «Положению о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции» от 11.01.2012 г. N 2312.

Заинтересованность одним из перечисленных направлений будущей работы снабжает инвесторов оффшорным набором налоговых льгот и производственных преференций в виде освобождения от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд.

Кроме того, по статье 33 Закона РУз «О таможенном тарифе» предприятия инвесторов освобождаются от обложения таможенной пошлиной на имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд.

Слишком хорошо, чтобы быть правдой верно? Ещё бы нет, кто ж просто так даст возможность делать бизнес, не получая взамен ничего. По краткосрочным законам рынка – никто. Но вот по долгосрочным – как раз само государство. Не без некоторых оговорок, разумеется.

Узбекистан предлагает инвесторам взамен предоставляемых налоговых и таможенных освобождений, вложиться во вновь создаваемое предприятие инвестициями в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования в размере минимум 300 тыс. долларов США, разместить предприятие вне   г. Ташкента и Ташкентской области, не просить предоставления гарантии Республики Узбекистан (бизнес это риск, какие ещё гарантии, кроме законодательных?), обеспечить долю инвестора в уставном капитале предприятия не менее 33 процентов и направить не менее 50 процентов дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия.

Вдобавок, таможенные льготы по освобождению имущества, ввозимого в Республику Узбекистан предприятиями инвесторов для собственных производственных нужд предоставляются только тогда, когда доля инвестиций инвесторов в уставном фонде будет не менее тридцати трех процентов и только, в течение двух лет с момента государственной регистрации предприятия. А что вы хотели? Работать надо сразу же, не откладывая завоза технологического оборудования на долгое потом. 

И да, самое важное! Налоговый рай о котором мы говорили с набитым от бахвальства ртом при инвестициях от 300 тыс. долларов США длится лишь 3 года. Совсем ничего в контексте банковского кредитования бизнес плана. Так и вижу ваши огорчённые лица, с застывшим выражением предвидения, что всё так и должно было закончиться.

Но не спешите с выводами, 3 года, конечно, малый срок, но и сумма предлагаемых вложений взамен, не так уж и велика – всего то 300 тыс. долларов США. Не совсем та сумма, которой измеряются заводы и конкретные инвесторы способные работать в производственном секторе. Тем более, что мы пока не знаем сумму экономии  получаемой от льгот за этот короткий промежуток времени. Поэтому государство в Указе Президента предусмотрело, что при инвестировании свыше 3 млн. долларов США срок льгот будет равен 5 годам, что уже неплохо и уже отдаёт прибылью шелеста бумаг, а при 10 млн. инвестиций долларов США – 7 годам, вольготной налоговой жизни.

К тому же, для особо надёжных и перспективных инвесторов серъёзно решивших изменить свой корпоративный пакет, вложившись 50 млн долларов США и долей иностранного инвестора не менее 50 процентов в инвестиционные проекты в Узбекистане пунктом 3 Указа Президента РУз за №УП-4434 от 10.04.2012 г. устанавлено, что строительство необходимых внешних, за пределами производственной площадки, инженерно-коммуникационных сетей предприятия инвестора осуществляется за счет бюджетных средств и других внутренних источников финансирования. То есть бесплатно для инвестора.

В итоге, что же мы имеем, рискуя своими производственными кровными на незнакомом рынке иностранного государства:

1. Приложением № 8 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 ставка налога на прибыль юридических лиц установлена в размере 7,5% от налогооблагаемой базы;
2. Приложением № 18 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 ставка налога на имущество юридических лиц установлена в размере 4% от налогооблагаемой базы;
3. Положениями пункта 3 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 ставка налогов и обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан установлена в размере 1,4 процента от налогооблагаемой базы;
4. Приложением № 22 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 ставка налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры установлена в размере 8 % от налогооблагаемой базы;  
5. Приложением № 10-1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ПП-2270 ставка единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий в сфере промышленности установлена в размере 5 % от налогооблагаемой базы;
6. «Ставками импортных таможенных пошлин», утверждённых постановлением Президента РУз от 5 августа 2009 года № ПП-1169 ставка таможенной пошлины за импорт оборудования установлена в размере 10 % от её таможенной стоимости.

Соответственно получается, что согласно ст. 164 Налогового кодекса РУз инвестор ежеквартально будет экономить на налогах на прибыль юридического лица 7,5% от полученной прибыли, по ст. 270-271 НК РУз ежегодно будет экономить на налогах на имущество 4% от остаточной стоимости основных средств (оборудование), по ст. 300 и 317 НК РУз ежеквартально экономить на обязательных отчислениях в размере 1,4 % от чистой нераспределённой прибыли инвестора в Республиканский дорожный фонд и налогах на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры в размере 8 % от чистой нераспределённой прибыли инвестора, а также сэкономить на госпошлине в размере 10 % от таможенной стоимости импортируемого оборудования.

Говоря коммерческим языком, к примеру, если инвестор вложился в бизнес оборудованием в размере 300 тыс. долларов США, и на протяжении 3-х летнего периода предусмотрена окупаемость проекта, то к концу 3-х летнего льготнога срока инвестор примерно получит экономию по налогу на прибыль в размере 22 500 долларов США (300 тыс×7,5%), по налогу на имущество 36 000 долларов США (300 тыс×4%=12 000, 12 000×3=36 000), по обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд 4200 долларов США (300 тыс×1,4%), по налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры 24 000 долларов США (300 тыс×8%),  и по таможенной пошлине 30 000 долларов США (300 тыс×10%). Что в совокупности составит 116 700 долларов США чистой сэкономленной прибыли, из которой половину необходимо будет отправить на реинвестирование, что обычно делается производственными нуждами и без нормативных указаний. При условии, что ежемесячная прибыль предприятия должна будет составить не ниже 8 333 долларов в месяц (300 тыс/36 мес) и без учёта других налогов, от которых инвестор даже с 300 тысячью долларов не избавлен. Стоит заметить, что начало инвестирования очень даже неплохое. Первоначально вложенные деньги, при умелом подходе, оборачиваются 38,9 % налоговых льгот.    

Но не без привкуса лимона оставшихся налоговых и обязательных платежей. Наряду с освобождёнными налогами инвестору отдыхающему в льготном производственном поле придётся уплатить в обязательном порядке:
1. Налог на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан, в размере 10 %, при распределении прибыли между инвесторами;
2. НДС в размере 20 % от облагаемого оборота;
3. Земельный налог по ставке от месторасположения предприятия;
4. Единый социальный платеж в размере 25 % к фонду оплаты труда;
5. Обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан в размере 1,6 процента от чистой нераспределённой прибыли и отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан в размере 0,5 процента от от чистой нераспределённой прибыли.

А также другие налоги и платежи в зависимости от вида деятельности и специфики производства:
1. Налог за пользование водными ресурсами;
2. НДС за импорт;
3. Акцизный налог на завоз или производство подакцизной продукции;
4. Налог за пользование недрами;
5. Налог на сверхприбыль;
6. Бонус (подписной и коммерческого обнаружения);
7. Налог за потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств;
8. Сборы и отчисления в Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, при въезде и транзите по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств и при приобретении и (или) временнои ввозе на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемый владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан.

Опять таки, эти затягивающие денежные ямы страшны, когда вы заняты большинством из 20 льготных инвествложений сразу. Что конечно маловероятно. Но вот что более очевидно, так это выбор одного из менее затратных направлений из востребованных законодательством инвестиций и осторожное «прощупывание почвы» по нему. Если не брать в расчёт ближайшее распределение прибыли, то потери от оставшихся налогов не сильно повлияют на размер выгоды от экономии предоставленных льгот, всего-то 20 % от стоимости закупаемого сырья, ставка земельного налога, 25% единого социального платежа и 2.1 % обязательных отчислений.

Но и здесь есть способ ещё больше заработать на налогах, скинув часть из них. Вновь созданному предприятияю с иностранным инвестициями достаточно не перерасти статус микрофирмы или малого предприятия, определённых критериями ст. 5 Закона РУз «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» и согласно ст. 351 НК РУз в течение 15 дней со дня создания предприятия подать заявку в ГНИ о переходе на уплату единового налогового платежа (ЕНП). Тогда ваш инвестиционный проект будет точно в шоколаде.

Посудите сами, переход на ЕНП замещает собой и избавляет предприятие сразу от 9 видов налогов и отчислений, включая и те налоги, по которым освобождение дано по инвестиционному законодательству:

1. Налога на доходы юридического лица (ст. 126 НК РУз);
2. Налога на добавленную стоимость с облагаемого оборота (ст. 197 НК РУз);
3. Налога за пользование водными ресурсами (ст. 257 НК РУз);
4. Земельного налога (ст. 279 НК РУз);
5. Налога на имущество (ст. 265 НК РУз);
6. Налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (ст. 295 НК РУз);
7. Обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан (ст. 312 НК РУз);
8. Обязательных отчислений во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан (ст. 325-1 НК РУз);
9. Обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд (ст. 316 НК РУз).

Всё что вам остаётся, так это не лезть в сферу недропользования, не заниматься акцизной продукцией, частым импортом товаров, реализацией бензина, дизельного топлива и газа и уплачивать всего лишь 5 % от валовой выручки товаров (работ, услуг). Конечно ЕНП на валовую выручку это совсем не налог на доход, где вы могли бы уплатить налоги после закрытия всех ваших производственных расходов. Но инвесторов это не должно беспокоить, поскольку самое волнующее в том что, инвесторам как вы помните, при минимальном инвестировании в 300 тыс долларов США предоставляется также дисконт в виде освобождения от ЕНП на 3 года, которое в свою очередь с лёгкостью освобождает от уплаты 9 налоговых платежей, добавляя в копилку уже набранных налоговых льгот - 38,9 % дополнительные бонусы.

Если и этого вам кажется мало, то вэлком в Свободную индустриальн-экономическую зону и Специальные индустриальные зоны созданные в городах Навои, Ангрен и Джиззак учреждение предприятия на территории которых обеспечивает инвестора ещё большим комплектом льгот, кроме уже выше предоставленных, в виде полного освобождения от таможенных платежей (пошлина, НДС и акциз) за завозимое оборудование, импортируемое сырье для производства продукции на экспорт, получения здания для предприятия по нулевой стоимости, создания необходимой инфраструктуры и комунальных подключений и более длительными сроками примения льготного налогового режима.

Так что, при начальном разведовательном инвестировании в Узбекистан и будучи в статусе микрофирмы – 20 человек или малого предприятия – от 50 до 200 человек инвесторам однозначно надо вкладываться в рынок молодого государства не только 300 тыс долларов США, но и большими средствами, зеркально предоставляющих больший срок сохранения максимального режима благоприятного инвестиционного климата для поверивших в нас инвесторов. И если вы всё еще не видите тут своей выгоды, значит мы вас так и не убедили в этом до конца.              

А добить ваши сомнения и помочь нам добраться до вашего кошелька для вашей же выгоды поможет тот факт что, при завозе технологического оборудования предприятия, включенного в «Перечень технологического оборудования, освобождаемого при ввозе на территорию Республики Узбекистан от импортной таможенной пошлины и НДС», зарегистрированного МЮ от 20.03.2013 г. N 2436 вопрос по скорому завозу оборудования в течение 2-х лет со срока регистрации инвестиционного предприятия уже не будет стоять. Так как, оборудование, включённое в Перечень подлежит освобождению от таможенных платежей на постоянной основе. Более того, в этом случае вам уже без надобности будет платить НДС, тогда как по льготе указанной в ст. 33 Закона РУз «О таможенном тарифе», лишив вас гос пошлины, от обязательной уплаты 20 % налога на добавленную стоимость никто не освобождал.

Завидно, но это так, инвесторы законодательством Узбекистана защищены от многих налоговых и финансовых катаклизмов. К примеру, пунктом 2 Указа Президента РУз за №УП-4434 от 10.04.2012 г. предприятия с иностранными инвестициями, в которых вклад иностранного инвестора в денежной форме составляет не менее 5 млн долларов США, при изменении налогового законодательства вправе применять в течение 10 лет с момента их государственной регистрации нормы и положения по уплате большинства перечисленных налоговых платежей действовавших на дату их государственной регистрации.

Вопросу защиты имущественных интересов инвесторов и комфортного ведения бизнеса посвящены многочисленные главы и разделы Законов Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях" и "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", в числе которых защита от вмешательством в бизнес, ограждение от национализации, сохранения стабильности законодательства, свободного распоряжения своими валютными средствами, свободной репатриации активов в денежной или натуральной форме и т.д.

К тому же, пунктом 8 Указа Президента РУз за N УП-4354 от 24.08.2011 г. микрофирмы и малые предприятия, в том числе и с иностранными инвестициями освобождены от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства. А в том, что экспорту продукции отведена основная доля из пирога будущего дохода ПИИ мы более чем уверены.    

Ну и напоследок, получив доходы с местного рынка надо как-то решать каким образом их преобразовать в СКВ и по какому курсу. На это ответом служит «Положение о порядке проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты на внебиржевом валютном рынке» утверждённое Постановлением КМ РУз от 10.07.2001 г. N  294 (далее - Положение), где подпунктами «в» и «ж» пункта 2 Положения открыто указано, что на внебиржевом валютном рынке (в банке) осуществляются следующие операции:
в) покупка иностранной валюты для импорта товаров и услуг;
ж) покупка иностранной валюты для репатриации прибыли, дивидендов и других доходов иностранных инвесторов.

Для этого, необходимо будет только представить в обслуживающий банк а) заявку на конвертацию по форме, утверждаемой Центральным банком Республики Узбекистан; б) контракт (договор, соглашение) с иностранным партнером. А в случае репатриации прибыли также представить:
- документ о распределении прибыли (решение общего собрания акционеров) и выплате дивидендов;
- копия заключения аудиторской фирмы или налогового органа;
- расчет средств на конвертацию;
- расчет по налогу  на доходы по дивидендам, заверенный налоговым органом, и подтверждение об уплате этого налога.

И никаких напуганных трудностей. Согласно пункту 39 Положения заявка клиента-инвестора должна быть удовлетворена за 3,5 дня по курсу не сильно превышающего государственный. К слову, на сайте АКБ «Капиталбанк» курс продажи 1 доллара США установлен в размере 2 588 сум.      

Ну как вам такой расклад выгодности бизнеса при минимальной отдаче от экономии с налоговых льгот - 39,8 % и конвертировании прибыли почти, что по курсу ЦБ РУз? Думаем вполне себе ничего, и попробовать замутить начальный инвест проект, по крайней мере, стоит.  

Естественно, для получения конечной цифры доходности от деятельности предприятия, включая имеющиеся льготы, инвесторам необходимо будет определиться с будущей деятельностью предприятия, подсчитать количество людей, задействованных в производстве, решить вопрос с местоположением предприятия, проверить наличие достаточности местного сырья и его качества, изучить вопрос спроса и сбыта продукции, да и в целом просчитать себестоимость продукции и рентабельность производства. Что является неотъемлемой частью нормального процесса бизнес – планирования, но вот сделать первый шаг к его составлению, не всегда удаётся без раскрытия горизонта экономических выгод и будущих перспектив инвестиционного роста, к которым мы хоть немножко надеемся, смогли ваc побудить.    

                   

 

 

 

Тимур Абдулазизов
юридический эксперт

 

 

 

 




2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.