Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

Декабрь 17, 2014

 

 

 

ТАШКЕНТСКАЯ ПРОПИСКА: НЮАНСЫ ПОЛУЧЕНИЯ

 

Что для вас самый лучший подарок на Новый год? Наверняка новая машина, телевизор, телефон, а может и квартира. Но для некоторых из нас самым сокровенным желанием является куда меньший по размерам, но не менее важный по значению подарок, в виде штампика в паспорте, называемый регистрацией места жительства, а проще – пропиской. Пропиской в Ташкенте.

Так, как же получить эту заветную печать? Согласно Закону «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области» от 14.09.2011г. за №ЗРУ-296 (далее - Закон) определены основания для получения регистрации места жительства, для указанных категории граждан. Не отрицаю, что противопоставление отдельной категории людей в Законе, по отношению к другим гражданам Узбекистана, конституционно не совсем корректно. Но, это поспешное впечатление, которое быстро развеивается, с ознакомлением первого, же пункта категории лиц, имеющих право на прописку – «право на прописку, при наличии жилья». Фактически это означает, что все граждане Узбекистана имеют право на прописку в Ташкенте, а вовсе не отдельные избранные индивиды. Необходимо лишь, обладание жилым помещением, для регистрации вашего постоянного места проживания. Ведь правда, кто будет регистрировать улицу, где вы изъявите желание проживать.  

Согласно Закону, в Ташкенте также подлежат прописке и другие категории граждан не обладающие в городе жильём. Из них следует отметить, такую категорию, указанную в пункте 2 Перечня Закона, как родственников, имеющих право на прописку в жилой площади, где постоянно прописаны их родственники по прямой линии в первой и второй степенях родства. По этой категории родители получили право на прописку в жилой площади своих детей, а дети на жилой площади родителей. Не остались в стороне и дедушки с бабушками, которым была предоставлена правовая возможность в переезде на жилую площадь внуков и внучек, и соответственно внуков и внучек в дом дедушек и бабушек.

Немного странно обошлись с кровными братьями и сестрами. В пункте 4 Перечня Закона братьям и сестрам дали возможность прописаться у друг друга только при особых условиях, а именно: при несовершеннолетности  родственников и отсутствия родителей, а также совершеннолетности  кровных братьев и сестер, но являющихся нетрудоспособными и не имеющих своих семей. Что же это значит? А вот, что. Если у вас есть родные братья или сестры, вы не сможете просто так, прописаться у них, как это можно сделать родственникам, перечисленным в пункте 2 Перечня Закона (родители и дети). Мы же знаем, что пропиской одного родственника это не кончится. Потом обязательно последует семья прописанного родственника. Ну и что! Нас же это устраивает! А коммунальные системы города, не совсем. Поэтому Закон оговаривает прописку, только в том случае, ну когда, вы совсем брошены на произвол и никого нет, кто бы мог о вас позаботиться. Ни родителей нет, ни семьи, да и инвалид к тому же. Прям, страшная картина безысходности какая-то вырисовывается. Такому родственнику не в городе захочется прописаться, а совсем в другом месте. Откуда нет возврата. Но как говорится lex dura lex, таков закон.

Однако, не стоит отчаиваться. В некоторых случаях можно найти выход на прописку и в том случае, когда вы не подпадаете под категорию пункта 4 Перечня Закона, но имеете брата или сестру в Ташкенте. Для этого надо,  папу или маму, дедушку или бабушкой прописать в доме брата или сестры, а уж потом самому прописаться на жилой площади брата или сестры, через прописку ранее прописанных родственников и разумеется с дальнейшей пропиской своей семьи уже у себя.

Идущий следом пункт 5 Перечня Закона, предоставляет уже супругам прописываться у друг друга. Ну правда какая это ячейка общества, если одна половинка этой ячейки прописана в одном городе, а вторая в другом. Поэтому, Законом установлено, что супруги имеет право на прописку в жилой площади, где постоянно прописан один из них, при условии совместного проживания не менее одного года. Если проблем с пропиской у такой категории граждан не возникает, то вызывает проблему ограничение, на прописку возможных родственников, прописанного супруга. Вполне возможно, что это пожилые родители мужа или жены, которых не оставишь без присмотра в другом городе. В этом случае, прописанному супругу следует подождать три года после получения прописки, а потом приобрести жилую недвижимость в Ташкенте. После чего он должен перенести прописку с прежнего жилья в Ташкенте в новый дом, согласно пункта 6 Перечня Закона и уже вполне законно сможет перевезти стариков жить к себе, в новое жилище на основании пункта 2 Перечня Закона. А обратно прописаться к себе в старую квартиру, после привоза родственников не составит особого труда. Про ограничения на право приобретения жилья в Ташкенте после получения прописки мы ещё подробно обсудим ниже.

Про пункты 6,7 и 8 Перечня Закона особо сказать нечего, так как проблем по ним на практике не возникает. Добавим лишь то, что часто, люди считают, что прописка в Ташкентской области может позволить прописаться в Ташкенте. Это ошибка. Прописка в Ташкентской области никак не даст вам право прописаться в Ташкенте. В этом отношении, Ташкентская область не отличается в правовом статусе от любых других административных регионов страны.

Хотелось бы пройтись по пунктам 9-11 Перечня Закона которые, объединены общей идеей, получения прописки при наличии специальной работы в Ташкенте. Виды этих работ должны быть выборными, исполнительными, представительными или высококвалифицированными в зависимости от государственного органа. На период работы, данная категория граждан обеспечивается постоянной пропиской, но как ни обидно, теряющей свою силу, после завершения трудовой деятельности. Вот так вот, трудишься в поте лица на благо общества, а потом получаешь благодарность в виде лишения прописки и выдворения из города, который стал для тебя родным. Но и тут не стоит терять духа, надо только после трехлетнего срока работы купить жильё, и это даст право навсегда прописаться в Ташкенте на основании пункта 1 Перечня Закона.

Вот тут-то и возникает нестыковка между единым пониманием Закона и подзаконных актов, ярко выраженного следующим документом. В целях исполнения Закона, было принято Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации Закона РУз «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области» в 16.02.2012г. за №41 (далее - Постановление). Исходя из основных постулатов Закона, этот нормативно-правовой акт был призван создать подробный бюрократический порядок получения прописки. На деле, получилось нечто иное. Как ни странно, но подзаконный акт исполнительного органа власти – Постановление, дополнило редакцию пункта 1 Перечня Закона новым текстом, в результате которого суть оригинального текста Закона приобрел совершенно другой смысл, читаясь, в двух нормативных документах по-разному. Так, в пункте 7 приложения №1 к Постановлению, оригинальный текст пункта 1 приложения Закона «о праве на прописку, при наличии жилья», в конце дополняется новым текстом, «о праве на прописку, при наличии жилья, приобретённого до вступления Закона в силу». Несмотря на то, что таким дополнением Постановление отчасти вошло в противоречии с основополагающим принципом юриспруденции, о невозможности обратной силы действия нормативного акта, предусмотренной  статьёй 31 Закона РУз «О нормативно-правовых актах», основная проблема отсутствия в Законе подобных дополнений и их появления в Постановлении ставит под сомнение их юридическую силу. Если же, текст пункта 7 приложения №1 к Постановлению действительно отражает сущность пункта 1 Перечня Закона и следует понимать, что в Законе, все же имеется ввиду жильё, приобретённое до вступления в силу Закона, то как быть с пунктом 24 Инструкции МВД РУз «О порядке постоянной прописки граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области» в 04.05.2012г. за №2358 (далее - Инструкция), в котором наоборот подтверждается первоначальный смысл Закона, по которому категории граждан, перечисленным в пункте 9-11 Перечня Закона, и приобретших жильё, после вступления Закона в силу, прописка все же предоставляется? 

Безусловно, наличие расхождений в подзаконных актах не идут на пользу репутации законодателей и конфликтуют с диспозициями статей 6,7 и 35 Закона РУз «О нормативно-правовых актах» от 14.12.2000г. за №160-II, о приоритете законодательных актов над подзаконными актами, недопустимости замещения норм законов, нормами подзаконных актов и изменения нормативного акта, актом равной юридической силы. Однако, это уже остаётся на усмотрении государственных органов и мы с имеющимся положением дел ничего поделать не сможем. За исключением одного.

Изменить нормативные акты, может, мы и не сможем, но вполне осилим правовой анализ нормативно-правовых актов. Справедливости ради, необходимо отметить, что принятие Постановления вызвало не только вопросы соотношения между Законом, но также привнесло и положительные моменты в нелегком деле получения прописки. В пункте 7 приложения №1 Постановления, категория граждан, подлежащих прописке, пополняется, новой категорией граждан, получивших жилье по наследству и решению суда. И речь идёт не о жильё, полученном до вступлении в силу Закона, а как раз наоборот, после его введения. Но это не главное, самое важное в том, что запретив осуществлять сделки по купле-продаже, мене, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению жилья в городе Ташкенте, в случае отсутствия у приобретателя прописки в Ташкенте, Постановление не запретило другие виды сделок, предусмотренных Гражданским кодексом РУз. А это предоставляет нам широкие правовые возможности для изыскания способов получения прописки в Ташкенте, и для той категории лиц, официально не перечисленных в Перечне Закона. Сомневаетесь? Смотрите сами.

Для начала, составляете договор займа денежных средств с продавцом ташкентского жилья. В договоре указываете сумму занимаемых средств, соразмерно стоимости жилья, предоставляемых вами - покупателем квартиры в долг продавцу. И указываете срок возврата займа. Скажем через месяц. В качестве залога исполнения долгового обязательства, указываете квартиру продавца – должника по займу. Через месяц идёте в суд по гражданским делам с заявлением о выдаче судебного приказа, с приложением копии договора займа и соглашением, что должник-продавец квартиры не может вернуть вам ранее пролученный займ и согласен на компенсацию займ в счет заложенной квартиры. Через десять дней суд выдаёт вам судебный приказ, о переходе в вашу собственность квартиры должника, в связи с неисполнением должником своих обязательств по возврату долга. И вот, в соответствии с пунктом 7 приложения №1 Постановления, на основании решения суда вы получаете свою долгожданную прописку на присужденную квартиру. Ничего сложного. Только надо найти такого продавца в Ташкенте, который не испугается судебного участия в вашем вопросе.

А как вам такой вариант. Фирма берёт в свою собственность квартиру в Ташкенте. В фирме соучредителем, является наш будущий покупатель, желающий получить прописку. После покупки квартиры, соучредитель желает выйти из фирмы с разделом имущества и получением своей доли в фирме, в виде квартиры. Ключевым моментом, является наличие спора между сторонами и вынесение спора в гражданский суд. В процессе рассмотрения спора, сторонами заключается мировое соглашение, в котором стороны указывают, что квартира фирмы в Ташкенте переходит в собственность к нашему страждующему соучредителю. Мировое соглашение утверждается решением суда, после чего соучредитель получает прописку в Ташкенте.

Практически, ограничения на прописку присутствуют только в нашей голове. Если её хорошенько поднапрячь, можно составить и не такие правовые головоломки для достижения поставленной цели.                                         

Нам понятно, что всевозможные нормативные сдерживатели прописки в Ташкенте, вызваны стремлением предотвратить повальный наплыв в столицу большого притока людей, и избежания различных социальных и экономических проблем, в числе которых резкое удорожание рынка недвижимости в Ташкенте. Но может быть, это и было бы естественным рыночным препятствием против перенаселенности города. Так как, судя по сегодняшней ситуации количества приезжих людей, проживающих в Ташкенте, имеющаяся нормативно-правовая база не сильно справляется с вопросом переизбытка населения. Люди просто оформляют жильё на своих родственников или друзей и находяться в бесконечном временном учёте с интервалом в шесть месяцев, мечтая о получении лучшего подарка на Новый год.                         

               

 

Тимур Абдулазизов
юридический эксперт

 

 

 




2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.