Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16 октября 2006 г.
№ ЗРУ-64

На государственном языке

 

О ТРЕТЕЙСКИХ СУДАХ

 

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., № 42, ст. 416; 2014 г., № 20, ст. 222)

 

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Споры, разрешаемые третейскими судами. Третейское соглашение
Глава 3. Третейские судьи. Состав третейского суда
Глава 4. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде
Глава 5. Третейское разбирательство
Глава 6. Акты третейского суда
Глава 7. Оспаривание решения третейского суда
Глава 8. Исполнение решения третейского суда
Глава 9. Заключительные положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство о третейских судах
Статья 3. Основные понятия
Статья 4. Основные принципы деятельности третейских судов
Статья 5. Образование третейских судов
Статья 6. Постоянно действующий третейский суд
Статья 7. Временный третейский суд
Статья 8. Ведение учета третейских судов
Статья 9. Споры, разрешаемые третейскими судами
Статья 10. Нормы, применяемые третейским судом при
разрешении споров и принятии решений

Статья 11. Передача спора на разрешение третейского суда
Статья 12. Форма третейского соглашения
Статья 13. Содержание третейского соглашения
Статья 14. Требования, предъявляемые к третейскому судье
Статья 15. Формирование состава третейского суда
Статья 16. Отвод третейского судьи
Статья 17. Порядок отвода третейского судьи
Статья 18. Прекращение полномочий третейского судьи
Статья 19. Замена третейского судьи
Статья 20. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
Статья 21. Размер гонорара третейских судей
Статья 22. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
Статья 23. Авансирование расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде
Статья 24. Компетенция третейского суда
Статья 25. Определение правил третейского разбирательства
Статья 26. Место третейского разбирательства
Статья 27. Язык третейского разбирательства
Статья 28. Конфиденциальность сведений третейского разбирательства
Статья 29. Исковое заявление
Статья 30. Отзыв на исковое заявление
Статья 31. Встречный иск
Статья 32. Принятие мер по обеспечению иска
Статья 33. Представление доказательств
Статья 34. Направление документов и иных материалов
Статья 35. Участие сторон третейского разбирательства в заседании третейского суда
Статья 36. Протокол заседания третейского суда
Статья 37. Последствия непредставления сторонами третейского
разбирательства документов и иных материалов или неявки
сторон третейского разбирательства

Статья 38. Принятие решения третейским судом
Статья 39. Форма и содержание решения третейского суда
Статья 40. Дополнительное решение
Статья 41. Разъяснение решения
Статья 42. Исправление описок и арифметических ошибок
Статья 43. Определение третейского суда
Статья 44. Прекращение третейского разбирательства
Статья 45. Хранение дел по спорам
Статья 46. Оспаривание решения третейского суда в компетентный суд
Статья 47. Основания к отмене решения третейского суда
Статья 48. Последствия отмены решения третейского суда
Статья 49. Добровольное исполнение решения третейского суда
Статья 50. Принудительное исполнение решения третейского суда
Статья 51. Заявление о выдаче исполнительного листа
Статья 52. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа
Статья 53. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа
Статья 54. Поворот исполнения решения третейского суда
Статья 55. Разрешение споров
Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства о третейских судах
Статья 57. Признание утратившим силу приложения № 3
Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан,
утвержденного Законом Республики Узбекистан от 23 марта 1963 года

Статья 58. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона

 

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области образования и деятельности третейских судов в Республике Узбекистан.

Статья 2. Законодательство о третейских судах

Законодательство о третейских судах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о третейских судах, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

компетентный суд — хозяйственный суд или суд по гражданским делам в соответствии с подсудностью, установленной Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

правила постоянно действующего третейского суда — положение и регламент постоянно действующего третейского суда;

положение постоянно действующего третейского суда — локальный акт, утверждаемый юридическим лицом, образовавшим третейский суд, который регламентирует правовой статус, организацию, порядок деятельности постоянно действующего третейского суда, а также определяет его взаимоотношения с юридическим лицом, образовавшим данный третейский суд, и другими юридическими лицами;

регламент постоянно действующего третейского суда — локальный акт, утверждаемый юридическим лицом, образовавшим третейский суд, содержащий правила третейского разбирательства;

третейское соглашение — соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

стороны третейского соглашения — юридические и физические лица, заключившие третейское соглашение;

третейское разбирательство — процесс разрешения спора в третейском суде;

стороны третейского разбирательства — юридические и физические лица (истцы), которые предъявили иск в третейский суд в защиту своих прав и интересов, а также лица (ответчики), к которым предъявлен иск;

правила третейского разбирательства — нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающие правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

третейский суд (постоянно действующий третейский суд или временный третейский суд) — негосударственный орган, разрешающий споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные споры, возникающие между субъектами предпринимательства;

третейский судья — гражданин Республики Узбекистан, избранный сторонами третейского соглашения или назначенный в установленном порядке для разрешения спора в третейском суде.

Статья 4. Основные принципы деятельности третейских судов

Деятельность третейских судов осуществляется на основе законности, независимости, конфиденциальности сведений третейского разбирательства, беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон третейского разбирательства.

Статья 5. Образование третейских судов

В Республике Узбекистан могут образовываться постоянно действующие и временные третейские суды.
Органы государственной власти и управления не могут образовывать третейские суды и быть сторонами третейского соглашения.
Третейские суды не являются юридическими лицами.

Статья 6. Постоянно действующий третейский суд

Постоянно действующий третейский суд может быть образован юридическим лицом и действует при нем.
Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда юридическое лицо приняло решение об образовании постоянно действующего третейского суда, утвердило правила постоянно действующего третейского суда и список третейских судей.
Юридическое лицо, образовавшее постоянно действующий третейский суд, направляет копии документов о его образовании в органы юстиции по месту нахождения третейского суда.
Постоянно действующий третейский суд может иметь бланк и круглую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и другие банковские счета на территории Республики Узбекистан.
Порядок прекращения деятельности постоянно действующего третейского суда определяется правилами постоянно действующего третейского суда.

Статья 7. Временный третейский суд

Временный третейский суд образуется сторонами третейского соглашения для разрешения возникшего между ними конкретного спора, после рассмотрения которого временный третейский суд прекращает свою деятельность. Председательствующий третейского суда (при коллегиальном рассмотрении спора) либо третейский судья (при единоличном рассмотрении спора) до начала третейского разбирательства направляет в орган юстиции по месту нахождения временного третейского суда копию третейского соглашения и письменное уведомление об образовании временного третейского суда.
Порядок образования временного третейского суда определяется сторонами третейского соглашения в соответствии с настоящим Законом.

Статья 8. Ведение учета третейских судов

Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областей и города Ташкента осуществляют на соответствующих территориях учетную регистрацию постоянно действующих третейских судов и учет временных третейских судов.
Информация об образовании и прекращении деятельности постоянно действующих третейских судов, образовании временных третейских судов, а также о третейских судьях, входящих в состав постоянно действующих третейских судов, систематизируется Министерством юстиции Республики Узбекистан и публикуется в «Собрании законодательства Республики Узбекистан».
Порядок ведения учета третейских судов определяется Положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Глава 2. Споры, разрешаемые третейскими судами. Третейское соглашение

Статья 9. Споры, разрешаемые третейскими судами

Третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные споры, возникающие между субъектами предпринимательства.
Третейские суды не разрешают споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых правоотношений, а также иные споры, предусмотренные законом.

Статья 10. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров и принятии решений

Третейский суд разрешает споры на основании законодательства Республики Узбекистан.
Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.
Если отношения сторон третейского соглашения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон третейского соглашения и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы законодательства, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон третейского соглашения определяются исходя из смысла законодательства (аналогии права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Статья 11. Передача спора на разрешение третейского суда

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии третейского соглашения.
Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении компетентного суда, может быть заключено до принятия компетентным судом решения по спору.

Статья 12. Форма третейского соглашения

Третейское соглашение заключается в письменной форме. Третейское соглашение может быть оформлено в виде оговорки в договоре, которая является составной частью договора, или в виде отдельного соглашения.
Третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами третейского соглашения, либо заключено путем обмена письмами или сообщениями с использованием средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения.
При несоблюдении требований, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, третейское соглашение считается недействительным.

Статья 13. Содержание третейского соглашения

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или определенные споры, которые возникли или могут возникнуть между сторонами третейского соглашения, подлежат рассмотрению в третейском суде, а также наименование постоянно действующего третейского суда, если спор будет передан на разрешение данного третейского суда.
В третейском соглашении могут содержаться сведения о числе третейских судей, месте и языке третейского разбирательства, применимых правилах третейского разбирательства, сроке рассмотрения спора.
При несоблюдении требований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, третейское соглашение считается недействительным.

Глава 3. Третейские судьи. Состав третейского суда

Статья 14. Требования, предъявляемые к третейскому судье

Третейским судьей может быть избран (назначен) гражданин Республики Узбекистан не моложе двадцати пяти лет, способный обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованный в исходе спора, являющийся независимым от сторон третейского соглашения и давший согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. При коллегиальном разрешении спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.
Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами третейского соглашения непосредственно или определены правилами постоянно действующего третейского суда.
Третейским судьей не может быть:
лицо, в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда о признании ограниченно дееспособным или недееспособным;
лицо, имеющее непогашенную либо неснятую судимость за содеянное преступление;
лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью;
лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.
В частности см. ст. 6 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 6 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», ст. 21 Закона Республики Узбекистан «О государственной власти на местах», ст. 43 Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре», ст. 17 Закона Республики Узбекистан «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», ст. 14 Закона Республики Узбекистан «О Конституционном суде Республики Узбекистан», ст. 66 Закон Республики Узбекистан «О судах» и ст. 8Закона Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмане)».

Статья 15. Формирование состава третейского суда

Формирование состава третейского суда производится путем избрания (назначения) третейских судей (третейского судьи).
В постоянно действующем третейском суде третейские судьи избираются (назначаются) из числа судей, включенных в список третейских судей, утвержденный юридическим лицом, образовавшим данный третейский суд. Если сторона третейского соглашения не избирает третейского судью (третейских судей) в течение пятнадцати дней с момента получения просьбы об этом от другой стороны третейского соглашения, или если стороны третейского соглашения не договорятся о выборе третейского судьи (при разбирательстве спора третейским судьей единолично), или если третейские судьи в течение пятнадцати дней с момента их избрания не договорятся о назначении председательствующего третейского судьи, то их назначение производится председателем постоянно действующего третейского суда в десятидневный срок по просьбе одной из сторон третейского соглашения.
Во временном третейском суде третейские судьи избираются сторонами третейского соглашения. Если сторона третейского соглашения не избирает третейского судью (третейских судей) в течение пятнадцати дней с момента получения просьбы об этом от другой стороны третейского соглашения, или если стороны третейского соглашения не договорятся о выборе третейского судьи (при разбирательстве спора третейским судьей единолично), или если третейские судьи в течение пятнадцати дней с момента их избрания не договорятся о назначении председательствующего третейского судьи, то спор передается на разрешение в компетентный суд. При этом действие третейского соглашения прекращается.
Число третейских судей должно быть нечетным.
Стороны третейского соглашения могут по своему усмотрению определять число третейских судей, согласовывать порядок формирования состава третейского суда при соблюдении положений настоящей статьи. Если стороны третейского соглашения не определят число третейских судей, то состав третейского суда формируется из трех третейских судей.
При третейском разбирательстве коллегиальным составом третейского суда каждая сторона третейского соглашения избирает равное количество третейских судей, и избранные таким образом третейские судьи назначают другого третейского судью — председательствующего.

Статья 16. Отвод третейского судьи

Отвод третейскому судье может быть заявлен сторонами третейского разбирательства в случаях несоблюдения требований, предусмотренных статьей 14 настоящего Закона.
Лицо, к которому обратились в связи с его возможным избранием (назначением) третейским судьей, должно сообщить сторонам третейского соглашения о наличии обстоятельств, являющихся основанием для его отвода. В случае если эти обстоятельства возникли во время третейского разбирательства, третейский судья должен без промедления сообщить об этом сторонам третейского разбирательства и заявить самоотвод.
Стороны третейского разбирательства могут заявить отвод избранному (назначенному) третейскому судье только в случае, если обстоятельства, являющиеся основанием для его отвода, стали им известны после избрания (назначения) отводимого третейского судьи.

Статья 17. Порядок отвода третейского судьи

В постоянно действующем третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть определена правилами постоянно действующего третейского суда.
Во временном третейском суде процедура отвода третейского судьи может быть согласована сторонами третейского разбирательства.
Если процедура отвода третейского судьи не определена правилами постоянно действующего третейского суда или не согласована сторонами третейского разбирательства, то письменное заявление об отводе третейского судьи с указанием причин отвода должно быть подано стороной третейского разбирательства составу третейского суда.
Третейский судья, которому заявлен отвод, до рассмотрения вопроса об отводе вправе дать свои объяснения.
Если третейский судья, которому заявлен отвод, не берет самоотвод или другая сторона третейского разбирательства не согласна с отводом третейского судьи, то вопрос об отводе третейского судьи разрешается другими третейскими судьями, входящими в состав третейского суда. При равном числе голосов, поданных за отвод и против отвода, третейский судья считается отведенным. Вопросы об отводе, заявленном всему составу третейского суда, разрешаются этим же составом третейского суда простым большинством голосов, а об отводе третейского судьи, рассматривающего спор единолично, разрешаются самим третейским судьей.

Статья 18. Прекращение полномочий третейского судьи

Полномочия третейского судьи могут быть прекращены по соглашению сторон третейского разбирательства, в связи с самоотводом или отводом третейского судьи в соответствии со статьями 1416 и 17 настоящего Закона, а также в случае смерти третейского судьи.
Полномочия третейского судьи прекращаются после принятия решения по конкретному спору. В случаях, предусмотренных статьями 4041 и 42 настоящего Закона, полномочия третейского судьи возобновляются, а затем прекращаются после совершения действий, предусмотренных указанными статьями.

Статья 19. Замена третейского судьи

В случае прекращения полномочий третейского судьи другой третейский судья избирается (назначается) в соответствии с правилами, которые применялись при избрании (назначении) заменяемого третейского судьи.

Глава 4. Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде

Статья 20. Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

Расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, включают:
гонорар третейских судей;
расходы на организационное, материальное и иное обеспечение третейского разбирательства;
расходы, понесенные третейскими судьями в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
расходы, понесенные третейскими судьями в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения;
суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
расходы, понесенные свидетелями;
расходы на оплату услуг представителя стороны третейского разбирательства, в пользу которой состоялось решение третейского суда;
иные расходы, определяемые третейским судом.
Если правилами третейского разбирательства не определено, что стороны третейского разбирательства несут расходы, указанные в части первой настоящей статьи, то такие расходы включаются в состав расходов третейского суда.

Статья 21. Размер гонорара третейских судей

Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и других обстоятельств, влияющих на размер гонорара.
В постоянно действующем третейском суде размер гонорара третейских судей определяется составом третейского суда в соответствии со шкалой гонораров третейских судей, предусмотренной правилами постоянно действующего третейского суда, а при отсутствии таковой — с учетом требований части первой настоящей статьи.
Во временном третейском суде размер гонорара третейских судей определяется по соглашению сторон третейского разбирательства и третейским судом с учетом положений части первой настоящей статьи.
Гонорар третейского судьи облагается налогом в соответствии с законодательством.
См. раздел VI («Налог на доходы физических лиц») Налогового кодекса Республики Узбекистан.

Статья 22. Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде между сторонами третейского разбирательства, производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон третейского разбирательства, а при отсутствии такового — пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям.
Расходы по оплате услуг представителя стороны третейского разбирательства, в пользу которой состоялось решение третейского суда, а также иные расходы, связанные с разрешением спора в третейском суде, могут быть по решению третейского суда отнесены на другую сторону третейского разбирательства, если требование о возмещении понесенных расходов было заявлено в ходе третейского разбирательства и удовлетворено третейским судом.
Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, указывается в решении или определении третейского суда.

Статья 23. Авансирование расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде

Третейский суд вправе потребовать от истца до рассмотрения спора внести определенную сумму в качестве аванса на покрытие расходов, указанных в статье 20 настоящего Закона. Если этот платеж не будет произведен в течение десяти дней со дня подачи искового заявления, третейский суд может вынести определение об оставлении иска без рассмотрения.

Глава 5. Третейское разбирательство

Статья 24. Компетенция третейского суда

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон третейского разбирательства возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, оформленное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность настоящей оговорки.
Сторона третейского разбирательства вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до начала третейского разбирательства спора по существу.
Сторона третейского разбирательства вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением, либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законом или правилами постоянно действующего третейского суда.
Третейский суд обязан рассмотреть заявление стороны третейского разбирательства, поданное в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Если третейский суд при рассмотрении вопроса о своей компетенции выносит определение об отсутствии у третейского суда компетенции в рассмотрении спора, то третейский суд не может рассматривать спор по существу.

Статья 25. Определение правил третейского разбирательства

Постоянно действующий третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда, если стороны третейского разбирательства не договорились о применении иных правил третейского разбирательства.
Временный третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с правилами, согласованными сторонами третейского разбирательства.
Правила третейского разбирательства, согласованные сторонами третейского разбирательства в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, должны соответствовать положениям настоящего Закона.
В части, не согласованной сторонами третейского разбирательства, не определенной правилами постоянно действующего третейского суда и настоящим Законом, правила третейского разбирательства определяются третейским судом.

Статья 26. Место третейского разбирательства

В постоянно действующем третейском суде место третейского разбирательства определяется в соответствии с правилами постоянно действующего третейского суда.
Во временном третейском суде место третейского разбирательства определяется соглашением сторон третейского разбирательства. В случае отсутствия такого соглашения место третейского разбирательства определяется самим третейским судом, исходя из обстоятельств спора.

Статья 27. Язык третейского разбирательства

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейское разбирательство ведется на государственном языке.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Узбекистан «О государственном языке» государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Третейский суд может потребовать от сторон третейского разбирательства перевода документов и иных материалов на язык третейского разбирательства.
Сторона третейского разбирательства, представляющая документы и иные материалы не на языке третейского разбирательства, должна обеспечить их перевод.

Статья 28. Конфиденциальность сведений третейского разбирательства

Третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон третейского разбирательства или их правопреемников.
Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

Статья 29. Исковое заявление

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое подается в третейский суд в письменной форме. Копия искового заявления направляется ответчику.
В исковом заявлении должны быть указаны:
дата искового заявления;
наименования и места нахождения (почтовые адреса) юридических лиц, фамилии, имена, отчества, места жительства физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства;
требования истца;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
доказательства, подтверждающие основания исковых требований;
цена иска;
перечень прилагаемых к исковому заявлению документов.
Исковое заявление должно быть подписано истцом или его представителем. В случае если исковое заявление подписано представителем истца, к исковому заявлению должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

Статья 30. Отзыв на исковое заявление

Ответчик вправе представить истцу и в третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения. Отзыв на исковое заявление представляется истцу и в третейский суд в порядке и сроки, предусмотренные правилами третейского разбирательства.
Отзыв на исковое заявление подписывается ответчиком или его представителем. К отзыву, подписанному представителем ответчика, прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Если правилами третейского разбирательства срок представления отзыва на исковое заявление не определен, то указанный отзыв представляется до начала заседания третейского суда.
В ходе третейского разбирательства стороны третейского разбирательства вправе изменить свои исковые требования или возражения против иска.

Статья 31. Встречный иск

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то ответчик вправе до принятия третейским судом решения по спору предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
Предъявление встречного иска и возражений по нему осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных статьями 29 и 30 настоящего Закона.
Встречный иск может быть рассмотрен совместно с первоначальным иском в случаях, если:
1) встречный иск направлен к зачету первоначального иска;
2) удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска;
3) между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному разрешению спора.

Статья 32. Принятие мер по обеспечению иска

Обеспечение иска допускается, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения третейского суда.
См. предыдущую редакцию.
(часть вторая статьи 32 исключена Законом Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года № ЗРУ-372 — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 222)
Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, подается стороной третейского разбирательства в компетентный суд по месту нахождения третейского суда, либо по месту нахождения или месту жительства ответчика, либо месту нахождения имущества ответчика.
См. предыдущую редакцию.
К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в третейский суд.
(часть третья статьи 32 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года № ЗРУ-372 — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 222)
Рассмотрение компетентным судом заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, и вынесение им определения об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении осуществляются в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальнымкодексом Республики Узбекистан.
Решение третейского суда об отказе в удовлетворении исковых требований является основанием для отмены компетентным судом мер по обеспечению иска.

Статья 33. Представление доказательств

Каждая сторона третейского разбирательства должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих исковых требований и возражений против иска. Третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам третейского разбирательства представить дополнительные доказательства.

Статья 34. Направление документов и иных материалов

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то копии всех документов и иных материалов, которые представляются третейскому суду одной из сторон третейского разбирательства, должны быть переданы третейским судом другой стороне третейского разбирательства. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам третейского разбирательства.
Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то документы и иные материалы направляются по указанному ими последнему известному месту нахождения (почтовому адресу) юридического лица или месту жительства физического лица, являющихся сторонами третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении либо иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки.

Статья 35. Участие сторон третейского разбирательства в заседании третейского суда

Каждой стороне третейского разбирательства должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.
Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется с участием сторон третейского разбирательства или их представителей.
Сторонам третейского разбирательства должно быть заблаговременно направлено либо вручено уведомление о времени и месте заседания третейского суда. Указанное уведомление направляется и вручается третейским судом в порядке, предусмотренном статьей 34 настоящего Закона.
Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то третейский суд рассматривает спор в закрытом заседании.

Статья 36. Протокол заседания третейского суда

Если стороны третейского соглашения не договорились об ином, то в заседании третейского суда ведется протокол.

Статья 37. Последствия непредставления сторонами третейского разбирательства документов и иных материалов или неявки сторон третейского разбирательства

Непредставление документов и иных материалов или неявка на заседание третейского суда сторон третейского разбирательства или их представителей, надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания третейского суда, не является препятствием для третейского разбирательства и принятия решения третейским судом, если причина непредставления документов и иных материалов либо неявки сторон третейского разбирательства или их представителей на заседание третейского суда признана им неуважительной.
Непредставление ответчиком возражений против иска не может рассматриваться как признание требований истца.

Глава 6. Акты третейского суда

Статья 38. Принятие решения третейским судом

После исследования обстоятельств спора третейский суд большинством голосов третейских судей, входящих в состав третейского суда, принимает решение.
Решение объявляется в заседании третейского суда. Третейский суд вправе объявить только резолютивную часть решения. В этом случае мотивированное решение должно быть направлено сторонам третейского разбирательства в срок, не превышающий десяти дней со дня объявления резолютивной части решения. Решение третейского суда вступает в силу с момента его принятия.
Третейский суд вправе, если признает это необходимым, отложить принятие решения и возобновить третейское разбирательство, о чем сообщается сторонам третейского разбирательства в порядке, установленном статьей 34 и частью третьей статьи 35 настоящего Закона.
По ходатайству сторон третейского разбирательства третейский суд принимает решение об утверждении мирового соглашения, если мировое соглашение не противоречит законодательству и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Содержание мирового соглашения излагается в решении третейского суда.

Статья 39. Форма и содержание решения третейского суда

Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается третейскими судьями, входящими в состав третейского суда, в том числе третейским судьей, имеющим особое мнение. Особое мнение третейского судьи прилагается к решению третейского суда.
В решении третейского суда должны быть указаны:
дата принятия решения;
место третейского разбирательства;
состав третейского суда;
наименования и места нахождения (почтовые адреса) юридических лиц, фамилии, имена, отчества, места жительства физических лиц, являющихся сторонами третейского разбирательства, фамилии, имена, отчества представителей сторон третейского разбирательства с указанием их полномочий;
обоснование компетенции третейского суда;
требования истца и возражения ответчика, а также их ходатайства;
обстоятельства спора, установленные третейским судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, нормы, которыми руководствовался третейский суд при принятии решения.
Резолютивная часть решения должна содержать выводы третейского суда об удовлетворении или отказе в удовлетворении каждого заявленного искового требования. В резолютивной части решения указывается сумма расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, распределение указанных расходов между сторонами третейского разбирательства, а при необходимости — срок и порядок исполнения принятого решения.
После принятия решения каждой стороне третейского разбирательства должно быть вручено либо направлено решение в течение десяти дней.

Статья 40. Дополнительное решение

Если стороны третейского разбирательства не договорились об ином, то одна из сторон, уведомив об этом другую сторону, может в течение десяти дней после получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с заявлением о принятии дополнительного решения в отношении исковых требований, которые были заявлены и рассмотрены в ходе третейского разбирательства, однако не нашли отражения в принятом решении. Указанное заявление подлежит рассмотрению составом третейского суда, разрешившим спор, в течение десяти дней после его получения.
Рассмотрение заявления о принятии дополнительного решения осуществляется в заседании третейского суда с соблюдением положений статьи 34 и части третьей статьи 35 настоящего Закона.
По результатам рассмотрения заявления о принятии дополнительного решения принимается дополнительное решение, которое является составной частью решения третейского суда, либо выносится определение об отказе в удовлетворении заявления о принятии дополнительного решения.

Статья 41. Разъяснение решения

Сторона третейского разбирательства вправе, уведомив об этом другую сторону третейского разбирательства, в течение десяти дней после получения решения третейского суда обратиться в тот же третейский суд с заявлением о разъяснении решения. Заявление о разъяснении решения подлежит рассмотрению составом третейского суда, разрешившим спор, в течение десяти дней после его получения.
Третейский суд вправе разъяснить принятое им решение, не изменяя его содержания. По результатам рассмотрения соответствующего заявления выносится определение о разъяснении решения, которое является составной частью решения третейского суда.

Статья 42. Исправление описок и арифметических ошибок

Третейский суд, принявший решение по спору, вправе по заявлению стороны третейского разбирательства исправить допущенные описки и арифметические ошибки. Заявление об исправлении допущенных описок и арифметических ошибок подлежит рассмотрению составом третейского суда, разрешившим спор, в течение десяти дней после его получения.
По результатам рассмотрения соответствующего заявления выносится определение об исправлении описок и арифметических ошибок, которое является составной частью решения третейского суда.

Статья 43. Определение третейского суда

По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение.
Определение третейского суда обжалованию не подлежит.

Статья 44. Прекращение третейского разбирательства

Третейский суд прекращает третейское разбирательство, если:
третейский суд вынес определение об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор;
истец отказался от своего искового требования и ответчик не заявил возражения против прекращения третейского разбирательства;
стороны третейского разбирательства достигли соглашения о прекращении третейского разбирательства;
стороны третейского разбирательства заключили мировое соглашение, и оно утверждено решением третейского суда;
юридическое лицо, являющееся стороной третейского разбирательства, ликвидировано в установленном законодательством порядке;
физическое лицо, являющееся стороной третейского разбирательства, умерло либо объявлено умершим, или признано безвестно отсутствующим и нет заявления от правопреемника о продолжении третейского разбирательства;
имеется вступившее в законную силу, принятое по спору между теми же сторонами третейского разбирательства, о том же предмете и по тем же основаниям решение компетентного суда или третейского суда.
Спор, третейское разбирательство по которому прекращено по основанию, предусмотренному в абзаце второмчасти первой настоящей статьи, может быть передан одной из сторон прекращенного третейского разбирательства в компетентный суд.

Статья 45. Хранение дел по спорам

Дела, рассмотренные в постоянно действующем третейском суде, хранятся в данном третейском суде в течение трех лет, если правилами постоянно действующего третейского суда не определен более длительный срок.
Дело, рассмотренное временным третейским судом, в месячный срок после принятия решения направляется для хранения в компетентный суд.

Глава 7. Оспаривание решения третейского суда

Статья 46. Оспаривание решения третейского суда в компетентный суд

Решение третейского суда может быть оспорено стороной третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в компетентный суд в течение тридцати дней со дня его получения.
Подача заявления об отмене решения третейского суда приостанавливает производство по исполнению решения третейского суда до окончания производства по спору компетентным судом.

Статья 47. Основания к отмене решения третейского суда

При рассмотрении заявления об отмене решения третейского суда компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
Решение третейского суда подлежит отмене компетентным судом, если сторона третейского разбирательства, подавшая заявление об отмене решения третейского суда, представит доказательства того, что:
третейское соглашение является недействительным по основаниям, предусмотренным законодательными актами;
решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит выводы по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если выводы третейского суда по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от выводов по вопросам, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая содержит выводы по вопросам, не охватываемым третейским соглашением;
решение третейского суда вынесено с нарушением требований частей первой и третьей статьи 10 настоящего Закона;
состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали положениям статей 141516 и 25настоящего Закона;
сторона третейского разбирательства, против которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда и потому не могла представить третейскому суду свои объяснения.
Решение третейского суда подлежит отмене компетентным судом, если спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательными актами.

Статья 48. Последствия отмены решения третейского суда

В случае отмены решения третейского суда компетентным судом стороны третейского разбирательства вправе в соответствии с третейским соглашением вновь обратиться в третейский суд.
В случае если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения или вследствие того, что решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит решения по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, либо спор не может быть предметом третейского разбирательства, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит.

Глава 8. Исполнение решения третейского суда

Статья 49. Добровольное исполнение решения третейского суда

Решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении.
Если в решении третейского суда срок исполнения не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

Статья 50. Принудительное исполнение решения третейского суда

Если решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный решением третейского суда срок, то оно подлежит принудительному исполнению. Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

Статья 51. Заявление о выдаче исполнительного листа

Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной третейского разбирательства, в пользу которой было вынесено решение.
К заявлению о выдаче исполнительного листа прилагаются:
заверенная копия решения третейского суда. Копия решения постоянно действующего третейского суда заверяется председателем этого третейского суда, подпись третейского судьи на копии решения временного третейского суда должна быть нотариально удостоверенной;
копия третейского соглашения, заключенного в соответствии с положениями статей 12 и 13 настоящего Закона;
документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере, а также вручение копии заявления другим участникам третейского разбирательства.
Заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее шести месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. При пропуске указанного срока по причинам, признанным компетентным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о выдаче исполнительного листа, которое было подано с пропуском установленного срока либо к которому не были приложены необходимые документы, возвращается компетентным судом без рассмотрения, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Статья 52. Порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа

Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей компетентного суда единолично в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальнымкодексом Республики Узбекистан. О времени и месте рассмотрения указанного заявления уведомляются стороны третейского разбирательства. Неявка сторон третейского разбирательства или их представителей на заседание компетентного суда не является препятствием к рассмотрению заявления.
По результатам рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд выносит определение о выдаче исполнительного листа либо об отказе в выдаче исполнительного листа.
Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа подлежит немедленному исполнению.
Определение компетентного суда о выдаче исполнительного листа или об отказе в выдаче исполнительного листа может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан или Гражданским процессуальным кодексом Республики Узбекистан.

Статья 53. Основания для отказа в выдаче исполнительного листа

При рассмотрении заявления о выдаче исполнительного листа компетентный суд не вправе исследовать обстоятельства, установленные третейским судом, либо пересматривать решение третейского суда по существу.
Компетентный суд выносит определение об отказе в выдаче исполнительного листа по основаниям, предусмотренным статьей 47 настоящего Закона.
В случае вынесения компетентным судом определения об отказе в выдаче исполнительного листа стороны третейского разбирательства вправе в соответствии с третейским соглашением вновь обратиться в третейский суд либо компетентный суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 48 настоящего Закона.

Статья 54. Поворот исполнения решения третейского суда

Если решение третейского суда к моменту его отмены приведено в исполнение, то ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному решению третейского суда.

Глава 9. Заключительные положения

Статья 55. Разрешение споров

Споры, возникающие в области образования и деятельности третейских судов, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства о третейских судах

Лица, виновные в нарушении законодательства о третейских судах, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 57. Признание утратившим силу приложения № 3 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 23 марта 1963 года

Признать утратившим силу приложение № 3 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан, утвержденного Законом Республики Узбекистан от 23 марта 1963 года (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1963 г., № 9, ст. 31).

Статья 58. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Центральному банку Республики Узбекистан привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

 

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.