Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
2.05.2012 г.
№ ЗРУ-328

На государственном языке



О ГАРАНТИЯХ СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(новая редакция)

 

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 18, ст. 201; 2013 г., № 18, ст. 233, № 41, ст. 543; 2014 г., № 49, ст. 579, № 50, ст. 588)

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Основы осуществления предпринимательской деятельности
Глава 3. Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности
Глава 4. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Глава 5. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Глава 6. Заключительные положения

 

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона
Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской деятельности
Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности
Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности
Статья 5. Субъекты малого предпринимательства
Статья 6. Индивидуальное предпринимательство
Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность физических лиц без образования юридического лица
Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности
Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской деятельности
Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской деятельности
Статья 11. Приоритет прав субъекта предпринимательской деятельности
Статья 12. Недопущение недобросовестной конкуренции
Статья 13. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности
Статья 14. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности
Статья 15. Имущественная основа предпринимательской деятельности
Статья 16. Кредитование и страхование субъектов предпринимательской деятельности
Статья 17. Учет и отчетность
Статья 18. Конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности
Статья 18-1. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства для субъектов предпринимательской деятельности
Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами предпринимательства любой деятельности, не запрещенной законодательством
Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами предпринимательства собственными товарами (работами, услугами) и доходами (прибылью)
Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами
Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности
Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими хозяйствами земельными участками
Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими хозяйствами земельными участками
Статья 26. Гарантии свободного доступа субъектов предпринимательства на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг
Статья 27. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным материалам, саженцам и племенному скоту
Статья 28. Гарантии осуществления водопотребления фермерскими и дехканскими хозяйствами
Статья 29. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам
Статья 30. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к информации
Статья 31. Гарантии рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности
Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции имущества субъектов предпринимательской деятельности
Статья 33. Гарантии использования фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания)
Статья 34. Гарантии невмешательства в предпринимательскую деятельность
Статья 35. Защита деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности
Статья 36. Защита результатов интеллектуальной деятельности
Статья 37. Защита коммерческой тайны и нераскрытой информации субъектов предпринимательской деятельности
Статья 38. Возмещение вреда, причиненного субъекту предпринимательской деятельности
Статья 39. Ограничение проверок деятельности субъектов предпринимательства
Статья 40. Неприменение финансовых санкций к субъектам предпринимательства
Статья 41. Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки деятельности субъектов предпринимательства
Статья 42. Применение к субъектам предпринимательства мер правового воздействия
Статья 43. Полномочия органов государственного управления в сфере поддержки предпринимательской деятельности
Статья 44. Полномочия органов государственной власти на местах в сфере поддержки предпринимательской деятельности
Статья 45. Государственное стимулирование развития предпринимательства
Статья 46. Фонды поддержки предпринимательской деятельности
Статья 47. Льготы субъектам малого и частного предпринимательства в потреблении энергоносителей
Статья 48. Государственная поддержка подготовки кадров для предпринимательской деятельности
Статья 49. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательской деятельности
Статья 50. Обжалование решений государственных и иных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
Статья 51. Разрешение споров
Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности

 

 

Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные задачи настоящего Закона


Основными задачами настоящего Закона являются создание гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, повышение их деловой активности, а также защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.


Статья 2. Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской деятельности


Законодательство о гарантиях свободы предпринимательской деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
К некоммерческим организациям настоящий Закон применяется в той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.
Отношения, связанные с гарантиями и мерами защиты прав субъектов предпринимательской деятельности — предприятий с иностранными инвестициями, регулируются также законодательством о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов.
См. законы Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и «Об инвестиционной деятельности».
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, то применяются правила международного договора.


Статья 3. Понятие предпринимательской деятельности


Предпринимательской деятельностью (предпринимательством) является инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.


Статья 4. Субъекты предпринимательской деятельности


Субъектами предпринимательской деятельности (субъектами предпринимательства) являются юридические и физические лица, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Государственные органы (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами предпринимательской деятельности.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 сентября 1999 г. № 414 «О совершенствовании порядка финансирования бюджетных организаций», бюджетные организации, имеющие статус юридического лица вправе получать дополнительные доходы от производства и реализации товаров (работ, услуг) по профилю деятельности, предоставления в аренду сторонним организациям временно не используемых помещений и другого государственного имущества.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.03.1992 г. № 103 «О перечне должностных лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью».


Статья 5. Субъекты малого предпринимательства


Субъектами малого предпринимательства являются:
1) индивидуальные предприниматели;
2) микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, — не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях — не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании — не более пяти человек;
3) малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
См. предыдущую редакцию.
легкой, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов, предусмотренной законодательством, — не более двухсот человек;
металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более ста человек;
(абзац второй части первой статьи 5 заменен абзацами второй и третий Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 588)
машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, — не более пятидесяти человек;
науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы — не более двадцати пяти человек.
Среднегодовая численность работников субъектов малого предпринимательства определяется в порядке, установленном законодательством. При этом учитывается также численность работников, принятых на работу по совместительству, договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, а также численность работающих на унитарных (дочерних) предприятиях, в представительствах и филиалах.
Для дополнительной информации см. часть третью статьи 350 Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Юридические и физические лица, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота.
Льготы, преференции, гарантии и права, предусмотренные законодательством для субъектов малого предпринимательства, предоставляются субъектам предпринимательства, указанным в части первой настоящей статьи, на основании их обращений в уполномоченные органы и организации (органы государственной налоговой, таможенной службы, органы государственной статистики, банки и др.) в зависимости от характера льгот, преференций, гарантий и прав, с письменным уведомлением о том, что они являются субъектами малого предпринимательства. Ответственность за достоверность такого уведомления возлагается на субъектов предпринимательства, представивших уведомление.
В случае превышения микрофирмой и малым предприятием установленной среднегодовой численности работников они лишаются льгот, преференций, гарантий и прав, предусмотренных законодательством, на период, в течение которого допущено превышение. Данное положение не распространяется в случаях, когда:
См. предыдущую редакцию.
при заключении микрофирмой и малым предприятием трудовых договоров с выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 50 процентов. Превышение численности работников допускается при условии, что со дня окончания выпускниками профессиональных колледжей, академических лицеев и высших образовательных учреждений Республики Узбекистан прошло не более трех лет;
(абзац второй части пятой статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 декабря 2014 года № ЗРУ-379 — СЗ РУ, 2014 г., № 49, ст. 579)
при заключении малым предприятием трудовых договоров с гражданами, работающими на дому (надомниками), установленная среднегодовая численность занятых работников превышает не более чем на 30 процентов.
Для дополнительной информации см. постановление Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2011 года № ПП-1529 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка организации и государственной регистрации субъектов предпринимательства».


Статья 6. Индивидуальное предпринимательство


Индивидуальным предпринимательством является осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).
Индивидуальное предпринимательство осуществляется индивидуальным предпринимателем самостоятельно, без права найма работников, на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного вещного права, допускающего владение и (или) пользование имуществом.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие ремесленническую деятельность, вправе привлекать для изготовления товаров (работ, услуг) не более пяти учеников с выплатой им соответствующего вознаграждения.
Для дополнительной информации см. Положение о порядке осуществления семейного предпринимательства и ремесленнической деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июля 2009 года № 216.
Индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью, приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем. Физическое лицо при совершении сделок, связанных с его предпринимательской деятельностью, должно указывать, что оно действует в качестве индивидуального предпринимателя, если это с очевидностью не вытекает из самой обстановки совершения сделок. Отсутствие такого указания не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности, которую он несет по своим обязательствам.
При осуществлении своей деятельности индивидуальный предприниматель вправе использовать персональные бланки деловой документации, печать, штампы, тексты которых должны свидетельствовать о том, что данное лицо является индивидуальным предпринимателем.
В случаях, когда для осуществления индивидуального предпринимательства один из супругов использует общее совместное имущество супругов, требуется согласие другого супруга (супруги), если иное не предусмотрено законом, брачным договором либо иным соглашением между супругами.
Для дополнительной информации см. статью 225 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, статью 24Семейного кодекса Республики Узбекистан и пункт 22 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 июля 2011 года № 6 «О практике применения судами законодательства по делам о расторжении брака».


Статья 7. Совместная предпринимательская деятельность физических лиц без образования юридического лица


Физические лица могут осуществлять совместную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в формах семейного предпринимательства, простого товарищества и дехканского хозяйства.
Физические лица могут быть сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной предпринимательской деятельности, только после их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Отношения, связанные с осуществлением семейного предпринимательства, созданием, деятельностью и прекращением деятельности простого товарищества и дехканского хозяйства, регулируются законодательством.
См. Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве», главу 53 («Простое товарищество») Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».


Статья 8. Права субъектов предпринимательской деятельности


Субъекты предпринимательской деятельности вправе:
осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством;
быть учредителями (участниками) других субъектов предпринимательства — юридических лиц;
владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, принадлежащим им на праве собственности;
самостоятельно выбирать направления своей деятельности, поставщиков и потребителей своих товаров (работ, услуг);
получать доход (прибыль) от предпринимательства в неограниченном размере, за исключением субъектов предпринимательской деятельности, занимающих доминирующее положение на рынке товаров (работ, услуг);
Для дополнительной информации см. статью 6 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» и Положение о порядке признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 20 августа 2013 года № 230.
реализовывать свои товары (работы, услуги), отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка или на договорной основе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
См. главу 2 («Антиконкурентные действия») и статью 15 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции» ипостановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».
свободно распоряжаться доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке;
получать кредиты, привлекать на договорных условиях денежные средства и иное имущество других юридических и физических лиц, в том числе приобретать и (или) получать безвозмездно, в аренду (лизинг) здания, сооружения, оборудование и иное имущество, и направлять их на осуществление предпринимательской деятельности;
осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности».
Субъекты предпринимательской деятельности могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.


Статья 9. Обязанности субъектов предпринимательской деятельности


Субъекты предпринимательской деятельности обязаны:
выполнять обязательства, вытекающие из заключенных ими договоров;
уплачивать налоги и другие обязательные платежи;
См. предыдущую редакцию.
устанавливать размер оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (контракту), не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда, своевременно производить расчеты с ними, а также страховать в качестве работодателя свою гражданскую ответственность;
(абзац четвертый части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 — СЗ РУ, 2013 г., № 18, ст. 233)
соблюдать требования законодательства и нормативных документов в области охраны труда и техники безопасности, экологии, санитарии и гигиены;
соблюдать требования законодательства о конкуренции и о защите прав потребителей;
См. законы Республики Узбекистан «О конкуренции» и «О защите прав потребителей».
иметь сертификаты на реализуемые продукцию и услуги;
См. главу III («Обязательная и добровольная сертификация продукции») Закона Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг» и Правил сертификации по отдельным видам продукции, подлежащей обязательной сертификации (рег. № 1513 от 28.09.2005 г.).
своевременно информировать соответствующие государственные органы об изменении местонахождения (почтового адреса) и иных реквизитов;
В соответствии с пунктом 36 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2006 года № ПП-357, при изменении своего почтового адреса субъекты предпринимательства обязаны в десятидневный срок письменно уведомить об этом регистрирующие органы.
вести бухгалтерский, оперативный и статистический учет в соответствии с требованиями законодательства;
См. законы Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» и «О государственной статистике».
в установленном порядке и сроки представлять в соответствующие государственные органы отчетность о своей деятельности.
Субъекты предпринимательской деятельности могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


Статья 10. Объединения субъектов предпринимательской деятельности


Субъекты предпринимательства в целях координации их деятельности, а также представления и защиты своих прав и интересов могут объединяться в ассоциации (союзы) и иные объединения, являющиеся некоммерческими организациями.
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» и Указ Президента Республики Узбекистан 22 октября 2012 года № УП-4478 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организации деятельности и развитию фермерства в Узбекистане».
Отношения, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией объединений субъектов предпринимательской деятельности, регулируются законодательством.
См. статью 77 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» и Положение о государственной регистрации объединений юридических лиц, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 марта 1994 г. № 153.


Статья 11. Приоритет прав субъекта предпринимательской деятельности


Во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с государственными, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, а также банками действует принцип приоритета прав субъекта предпринимательской деятельности, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, толкуются в пользу субъекта предпринимательской деятельности.


Статья 12. Недопущение недобросовестной конкуренции


Не допускаются действия субъектов предпринимательства, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота и причиняют или могут причинить убытки другим субъектам предпринимательства — конкурентам, либо наносят или могут нанести ущерб их деловой репутации.
Для дополнительной информации см. статью 13 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции».


Глава 2. Основы осуществления предпринимательской деятельности
Статья 13. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности


Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности осуществляется соответствующим государственным органом по принципу в «одно окно» и, как правило, на уведомительной основе в порядке, установленном законодательством.
См. Положение об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденное постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2006 года № ПП-357 и Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 г. № 357.
Регистрирующие органы не вправе отказать заявителю в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности по мотивам нецелесообразности его создания или устанавливать дополнительные требования, не предусмотренные законодательством.
Отказ в государственной регистрации заявителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности, а также нарушение сроков государственной регистрации могут быть обжалованы в суд. В случае признания судом решения регистрирующего органа, а также действия (бездействие) его должностных лиц незаконными последние возмещают заявителю убытки и компенсируют моральный вред, причиненный отказом в регистрации или нарушением срока регистрации.


Статья 14. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности


Виды предпринимательской деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законодательными актами.
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 июня 2002 года № 236 «О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В частности, в соответствии со статей 50 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» регистрация банков, кредитных бюро и кредитных союзов, выдача лицензий банкам, кредитным союзам, микрокредитным организациям и ломбардам осуществляются за плату в порядке, установленном Центральным банком.


Статья 15. Имущественная основа предпринимательской деятельности


Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе собственного имущества субъектов предпринимательства и (или) привлеченного имущества.
Имущество, в том числе имущественные права, на основе и посредством которых субъекты предпринимательства осуществляют предпринимательскую деятельность, может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением прав, в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 16. Кредитование и страхование субъектов предпринимательской деятельности


Кредитование субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством.
При выдаче кредитов субъекту предпринимательской деятельности гарантами могут являться банки, иные кредитные или страховые организации. Поручителями могут выступать платежеспособные юридические и физические лица, а также органы самоуправления граждан в порядке, установленном законодательством.
В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитным договорам субъект предпринимательской деятельности может использовать свое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением случаев, установленных законом, а также полис страхования риска непогашения им полученного кредита.
Для дополнительной информации см. ст.ст 292 — 298 и 744 — 748 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Субъекты предпринимательства в случаях, предусмотренных законодательством, имеют право на льготное кредитование.
См. Положение о порядке кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств за счет специального Фонда льготного кредитования, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 195, Положение о порядке выдачи коммерческими банками льготных микрокредитов за счет кредитных линий государственных целевых фондов (рег. № 2527 от 19.11.2013 г.) и Положение о порядке кредитования субъектов малого предпринимательства в национальной валюте (рег. № 2546 от 27.12.2013 г.)
Страхование субъектов предпринимательской деятельности осуществляется страховыми организациями в порядке, установленном законодательством и договором.
См. главу 52 («Страхование») Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности».


Статья 17. Учет и отчетность


Субъекты предпринимательской деятельности ведут учет и отчетность в соответствии с законодательством. Отчетность по выбору субъекта предпринимательства может составляться на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Отчетность субъектов предпринимательства, представленная в электронной форме, подтверждается электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства. Государство стимулирует ведение субъектами предпринимательства учета в электронном виде путем распространения на льготных условиях или бесплатно программного обеспечения.
Субъекты малого предпринимательства представляют отчетность по установленным формам только в органы государственной статистики и органы государственной налоговой службы, а индивидуальные предприниматели – в органы государственной налоговой службы.
Для дополнительной информации см. главу 7 («Налоговая отчетность») Налогового кодекса Респкблики Узбекистан, постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 февраля 2000 г. № 65 «О мерах по сокращению и упорядочению отчетности для предприятий малого бизнеса», Национальный стандарт бухгалтерского учета Республики Узбекистан НСБУ № 20 «О порядке упрощенного ведения учета и составления отчетности субъектами малого предпринимательства» (рег. № 879 от 24.01.2000 г.) и постановление Министерства финансов, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 4 марта 2013 года №№ 23, 2013-8 «Об утверждении форм налоговой отчетности» (рег. № 2439 от 22.03.2013 г.).
Государственным органам запрещается устанавливать для субъектов предпринимательства дополнительные виды отчетности, не предусмотренные законодательством.
Также, см. Указ Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур».


Глава 3. Гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 18. Конституционные гарантии свободы предпринимательской деятельности


Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.
Частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством.
Субъект предпринимательства по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве собственности.
Субъектам предпринимательства гарантируется судебная защита их прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан, других организаций, действий (бездействия) их должностных лиц.
См. предыдущую редакцию.


Статья 18-1. Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства для субъектов предпринимательской деятельности


Акты законодательства, предусматривающие усложнение процедуры осуществления предпринимательской деятельности и возложение на субъектов предпринимательской деятельности новых обязанностей, а также устанавливающие новые меры их ответственности, вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
В актах законодательства, предусмотренных в части первой настоящей статьи, должен быть указан срок вступления их (или их частей) в силу.
(статья 181 введена Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 588)


Статья 19. Гарантии свободы осуществления субъектами предпринимательства любой деятельности, не запрещенной законодательством


Субъекты предпринимательства вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.
Учредители субъектов предпринимательской деятельности – юридических лиц вправе в учредительных документах перечислять лишь основные виды деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица могут заниматься и не указанным в учредительных документах видом деятельности.
Виды деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 7 января 2011 года № 6.


Статья 20. Гарантии свободы распоряжения субъектами предпринимательства собственными товарами (работами, услугами) и доходами (прибылью)


Субъекты предпринимательской деятельности являются собственниками производимых ими товаров (работ, услуг) и полученных от их реализации доходов (прибыли).
Субъекты предпринимательской деятельности по своему усмотрению распоряжаются доходом (прибылью), остающимся после покрытия всех производственных издержек, уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением случаев принудительного взыскания в судебном порядке.

Статья 21. Гарантии распоряжения денежными средствами


Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно распоряжаются своими денежными средствами.
Банк или иная кредитная организация может использовать денежные средства, имеющиеся на банковском счете (счете) субъектов предпринимательской деятельности, гарантируя их наличие при предъявлении требований к счету и право субъектов предпринимательской деятельности беспрепятственно распоряжаться этими средствами в пределах находящихся на счете сумм.
Банк или иная кредитная организация обязана зачислять поступившие на счет субъекта предпринимательской деятельности денежные средства, выдавать или перечислять их со счета по распоряжению субъекта предпринимательской деятельности не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом или договором. В случае нарушения установленных сроков операций по счету банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
См. ст.ст. 327 и 778 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Если иное не предусмотрено договором, за пользование денежными средствами, находящимися на счете, банк или иная кредитная организация уплачивает субъекту предпринимательской деятельности проценты, сумма которых зачисляется на его счет.
См. статью 781 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Государственные органы, банки или иные кредитные организации не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств субъектов предпринимательской деятельности и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором, ограничения их прав распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
См. статью 773 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Средства субъектов предпринимательской деятельности, находящиеся на их счетах в обслуживающих банках, могут быть получены в виде наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством.
Для дополнительной информации см. постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 июня 2001 г. № 264 «О дополнительных мерах по укреплению налично-денежного обращения и повышению ответственности коммерческих банков» и от 5 августа 2002 г. № 280 «О мерах по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств» и Положение о порядке применения штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушение установленных требований по открытию счетов, порядка зачисления и списания средств со счетов клиентов, выдачи наличности на заработную плату и другие нужды, предусмотренные законодательством (рег. № 1044 от 30.06.2001 г.).
Запрещается истребование информации о наличии денежных средств на банковских счетах субъектов предпринимательской деятельности, а также ее предоставление банками, за исключением случаев, предусмотренных законом.
См. ст.ст. 8–11 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне».


Статья 22. Гарантии свободы внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательской деятельности


Субъекты предпринимательской деятельности самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.
См. Закон Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности».

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности является основанием для открытия валютных счетов и осуществления внешнеэкономической деятельности. Для индивидуальных предпринимателей, импортирующих товары, основанием для осуществления внешнеэкономической деятельности является также их регистрация в качестве участников внешнеэкономических связей.
См. Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, завозящих товары, предназначенные для коммерческой деятельности, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 сентября 2004 года № 413.


Статья 23. Гарантии права собственности и других вещных прав субъектов предпринимательской деятельности


Собственность субъектов предпринимательской деятельности неприкосновенна и охраняется законом.
См. ст.ст. 3233 Закона Республики Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан», статью 166Гражданского кодекса Республики Узбекистан ст.ст. 60, 61 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст.ст. 170 — 173 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Субъект предпринимательской деятельности вправе совершать в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, любые действия, не противоречащие закону. При этом осуществление субъектом предпринимательской деятельности своих правомочий собственника не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законом, субъект предпринимательской деятельности обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами.
См. ст.ст. 172 и 173 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Не допускаются изъятие собственности, прекращение других вещных прав субъекта предпринимательской деятельности, а также их ограничение, за исключением случаев, предусмотренных законом.
См. статью 34 Закона Республике Узбекистан «О собственности в Республике Узбекистан», статью 199 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, ст.ст. 293642 Земельного кодекса Республики Узбекистан и ст.ст. 2526Закона Республике Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия».
Субъект предпринимательской деятельности вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения, а также требовать устранения всяких нарушений его права собственности, хотя эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
См. ст.ст. 228 и 231 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
В случае принятия акта законодательства, прекращающего право собственности, убытки, причиненные субъекту предпринимательства — собственнику имущества в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом. Стоимость имущества, изымаемого при прекращении права собственности, определяется оценочной организацией на момент прекращения права собственности, если иное не установлено законодательством.
См. статью 205 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Вещные права субъектов предпринимательской деятельности защищаются в порядке, предусмотренном законом.
См. главу 19 («Защита права собственности и других вещных прав») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.


Статья 24. Гарантии права пользования фермерскими хозяйствами земельными участками


Для ведения фермерского хозяйства земельные участки предоставляются в аренду на основе открытого конкурса сроком до пятидесяти лет, но не менее чем на тридцать лет.
При получении земельного участка для ведения фермерского хозяйства преимущественным правом пользуются лица, проживающие в той местности, где создается фермерское хозяйство.
См. статью 53 Земельного кодекса Республики Узбекистан и статью 11 Закона Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве».
Размеры земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы фермерского хозяйства.
Изъятие земельного участка или его части допускается только в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.
См. ст.ст. 37 и 38 Земельного кодекса Республики Узбекистан.
Договор аренды земельного участка может быть изменен или расторгнут по соглашению сторон, а при недостижении согласия сторон — судом. Основания для изменения или расторжения договоров аренды земельных участков, заключенных с фермерскими хозяйствами, определяются законодательством.
См. статью 36 Земельного кодекса Республики Узбекистан и пункт 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2011 года № УП-4301 «О мерах по соблюдению законности при реорганизации и оптимизации размеров земельных участков фермерских хозяйств».
В случае ликвидации фермерского хозяйства договор аренды земельного участка, предоставленного для его ведения, подлежит расторжению в порядке, установленном законодательством.


Статья 25. Гарантии права пользования дехканскими хозяйствами земельными участками


Права и обязанности дехканского хозяйства в области землевладения и землепользования определяются законодательством.
См. статью 55 Земельного кодекса Республики Узбекистан и статью 8 Закона Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».
Приусадебный земельный участок, предоставленный дехканскому хозяйству, разделу не подлежит.
Размеры приусадебного земельного участка и его границы могут быть изменены только с согласия главы дехканского хозяйства.
Изъятие земельного участка дехканского хозяйства допускается в случаях, предусмотренных законом, только после предоставления другого равноценного земельного участка с возмещением стоимости насаждений, сносимых зданий и сооружений либо их переносом или строительством иных зданий и сооружений и возмещения в полном объеме всех других убытков (включая упущенную выгоду) в порядке, установленном законодательством.
См. ст.ст. 3738 Земельного кодекса Республики Узбекистан и статью 9 Закона Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».


Статья 26. Гарантии свободного доступа субъектов предпринимательства на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг


Субъекты предпринимательской деятельности имеют равные возможности по свободному доступу на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг, а также участию в поставке отдельных видов товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд. Не допускаются какие-либо ограничения по доступу субъектов предпринимательской деятельности на рынок ценных бумаг, рынки сырья, товаров и услуг со стороны государственных органов, а также их должностных лиц.
Государственные органы принимают меры по размещению заказов на производство и поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд среди субъектов предпринимательской деятельности. При проведении конкурсов по государственным закупкам, при прочих равных условиях, предпочтение отдается субъектам малого предпринимательства. Кабинетом Министров Республики Узбекистан могут быть установлены иные особые условия доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок ценных бумаг, рынки сырья, отдельных товаров и услуг.
См. Закон Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг», постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2011 года № ПП-1475 «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 февраля 2004 года № 57 «О дальнейшем внедрении рыночных механизмов реализации высоколиквидных видов продукции, сырья и материалов».


Статья 27. Гарантии свободного доступа фермерских и дехканских хозяйств к материально-техническим ресурсам, посевным материалам, саженцам и племенному скоту


Фермерские и дехканские хозяйства имеют равные права с другими субъектами предпринимательства по свободному доступу на рынки материально-технических ресурсов, включая горюче-смазочные материалы, комбикорма, органические и минеральные удобрения.
Государственные органы, органы хозяйственного управления, органы самоуправления граждан создают условия по обеспечению потребности фермерских и дехканских хозяйств в посевных материалах, саженцах, средствах защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней, племенном скоте.


Статья 28. Гарантии осуществления водопотребления фермерскими и дехканскими хозяйствами

Фермерские и дехканские хозяйства осуществляют водопотребление на равных правах с другими сельскохозяйственными предприятиями на основе ежегодных лимитов водозабора из водных объектов, устанавливаемых обслуживающими их ассоциациями водопотребителей.
Лимиты водозабора из водных объектов для фермерских и дехканских хозяйств, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без их согласия.
Ограничение права водопотребления фермерских и дехканских хозяйств государственными органами допускается только в случаях, установленных законодательством.
См. статью 34 Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» и Положение о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2013 года № 82.


Статья 29. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к кредитным ресурсам


Субъекты предпринимательской деятельности имеют равные права доступа к кредитным ресурсам.
Государством могут определяться льготные процентные ставки за пользование кредитами, выделяемыми из средств внебюджетных фондов на развитие приоритетных направлений предпринимательской деятельности, в том числе на формирование первоначального (стартового) капитала субъектов малого предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств.
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 сентября 2001 года № 366 «О дополнительных мерах по финансированию, материально-техническому обеспечению, таможенным льготам, оказанию банковских и других услуг малым предприятиям, дехканским и фермерским хозяйствам», Положение о порядке кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств за счет специального Фонда льготного кредитования, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 195, Положение о порядке выдачи коммерческими банками льготных микрокредитов за счет кредитных линий государственных целевых фондов (рег. № 2527 от 19.11.2013 г.) и Положение о порядке кредитования субъектов малого предпринимательства в национальной валюте (рег. № 2546 от 27.12.2013 г.)
Государство может создавать благоприятные условия банкам и иным кредитным организациям, оказывающим услуги по льготному кредитованию субъектов предпринимательской деятельности.
См. пункт 1 части первой статьи 148 Налогового кодекса Республики Узбекистан и пункт 2 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 мая 2000 года № 195 «О дополнительных мерах по стимулированию участия коммерческих банков в развитии малого предпринимательства».
Банки имеют право при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика.


Статья 30. Гарантии доступа субъектов предпринимательства к информации


Государственные органы, их должностные лица обязаны обеспечивать субъектам предпринимательской деятельности возможность ознакомления с актами законодательства, документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и законные интересы. Доступ к информации обеспечивается путем опубликования и распространения актов законодательства и соответствующих материалов в средствах массовой информации, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет на официальных веб-сайтах государственных органов.
См. предыдущую редакцию.
К субъектам предпринимательской деятельности не применяются меры ответственности за нарушение требований нормативно-правовых актов и иных актов, принятых министерствами, государственными комитетами и ведомствами, органами государственной власти на местах, регламентирующих вопросы взаимоотношений с субъектами предпринимательской деятельности, не опубликованных через всемирную информационную сеть Интернет на их официальных веб-сайтах.
(статья 30 дополнена частью второй Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 — СЗ РУ, 2014 г., № 50, ст. 588)
Информация, затрагивающая права и законные интересы субъектов предпринимательства, предоставляется бесплатно, а за предоставление иной информации может взиматься плата в установленном порядке.
Органы государственной статистики обеспечивают регулярное опубликование общедоступной статистической информации.
Соответствующими государственными органами обеспечивается регулярная публикация в средствах массовой информации, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет на своих официальных веб-сайтах, перечня земельных участков, предоставляемых для строительства новых предприятий, а также объектов незавершенного строительства, пустующих и неэффективно используемых зданий и сооружений, предлагаемых к реализации и сдаче в аренду субъектам предпринимательства.
Для дополнительной информации см. постановление Президента Республики Узбекистан 21 марта 2012 года № ПП-1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2007 года № 181 «О мерах по дальнейшему совершенствованию взаимодействия органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах с юридическими и физическими лицами с использованием информационно-коммуникационных технологий».


Статья 31. Гарантии рассмотрения обращений субъектов предпринимательской деятельности


Субъекты предпринимательской деятельности имеют право обращаться в государственные органы или органы хозяйственного управления с заявлениями, предложениями и жалобами. Заявления, предложения и жалобы субъектов предпринимательской деятельности подаются непосредственно государственному органу или органу хозяйственного управления, в полномочия которого входит разрешение поставленных в них вопросов, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу.
В обращениях должны быть указаны полное фирменное наименование субъекта предпринимательства — юридического лица, его местонахождение (почтовый адрес) или фамилия, имя, отчество субъекта предпринимательства — физического лица, его место жительства (адрес), а также изложена суть заявления, предложения или жалобы. Письменные обращения должны быть закреплены подписью уполномоченного лица субъекта предпринимательства — юридического лица или подписью субъекта предпринимательства — физического лица. Обращения субъектов предпринимательства, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью субъекта предпринимательства.
Обращения субъектов предпринимательства подлежат обязательному принятию и рассмотрению, за исключением обращений, которые не отвечают требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи. Обращения субъектов предпринимательства, не отвечающие требованиям, предусмотренным частью второй настоящей статьи, считаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Предложения субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган или орган хозяйственного управления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается субъекту предпринимательской деятельности, внесшему предложение, в десятидневный срок. Заявления или жалобы рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный орган или орган хозяйственного управления, который обязан разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее пятнадцати дней.
В тех случаях, когда для рассмотрения заявления или жалобы необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа или органа хозяйственного управления, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом субъекту предпринимательской деятельности, подавшему заявление или жалобу.
Государственными органами и органами хозяйственного управления во всемирной информационной сети Интернет создается постоянно обновляемая страница, предоставляющая субъектам предпринимательства возможность подавать жалобы на неправомерные решения государственных органов или органов хозяйственного управления, действия (бездействие) их должностных лиц.


Статья 32. Гарантии от национализации, конфискации и реквизиции имущества субъектов предпринимательской деятельности


Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит национализации и конфискации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Имущество субъектов предпринимательской деятельности не подлежит реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, с выплатой собственнику стоимости реквизируемого имущества. Решение о реквизиции принимается государственными органами в порядке и на условиях, установленных законодательством.
Для дополнительной информации см. ст.ст. 202203 и 204 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Субъекты предпринимательской деятельности вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, конфискации и реквизиции.


Статья 33. Гарантии использования фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания)


Субъект предпринимательской деятельности – юридическое лицо имеет право на фирменное наименование, определяемое им самостоятельно и указываемое в его учредительных документах.
Право на фирменное наименование, указанное в учредительных документах, возникает с момента государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.
Не может быть зарегистрировано фирменное наименование субъектов предпринимательской деятельности, тождественное или сходное до степени смешения с ранее зарегистрированным настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих субъектов предпринимательства.
См. ст.ст. 1098 — 1101 Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О фирменных наименованиях».
Право на использование товарного знака (знака обслуживания) предоставляется на основании его регистрации. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован на имя субъекта предпринимательской деятельности – юридического или физического лица.
См. ст.ст. 1102 — 1111 Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) принадлежит исключительное право на использование, внесение изменений и дополнений в них.
При издании, публичном исполнении или ином использовании фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) внесение каких бы то ни было изменений как в само фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), так и в их обозначение допускается только с согласия их владельца.
Право на неприкосновенность фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) принадлежит владельцу фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания).
Право на использование фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) может быть предоставлено их владельцем другому лицу на основании заключенного между ними лицензионного договора или договора комплексной предпринимательской лицензии в соответствии с законодательством.
См. главу 50 («Комплексная предпринимательская лицензия (франшизинг)») Гражданского кодекса Республики Узбекистан, статью 8 Закона Республики Узбекистан «О фирменных наименованиях» и статью 30 Закона Республики Узбекистан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».


Статья 34. Гарантии невмешательства в предпринимательскую деятельность


Государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов предпринимательской деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
См. статью 18 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов».
Государственным органам, другим организациям и их должностным лицам запрещается вмешиваться в деятельность банков, включая назначение руководящих работников их филиалов, требование различного рода выплат и взносов за счет средств банка. Правоохранительным и контролирующим органам запрещается вмешиваться в деятельность банков по управлению предпринимательскими рисками, связанными с формированием кредитного портфеля и активов банков.
Также см. пункт 10 Указа Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 года № УП-2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы».
Государственные органы, другие организации и их должностные лица не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность дехканских и фермерских хозяйств, в том числе в выборе ими агротехнических приемов, ассортимента производимой продукции, определения ее цены и направления реализации, за исключением закупок, предназначенных для государственных нужд.


Глава 4. Защита прав субъектов предпринимательской деятельности
Статья 35. Защита деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности


Субъект предпринимательской деятельности вправе требовать в судебном порядке опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если лицо, распространившее такие сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.
Если сведения, порочащие деловую репутацию субъекта предпринимательской деятельности, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
Субъект предпринимательской деятельности, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных их распространением.
См. статью 100 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.


Статья 36. Защита результатов интеллектуальной деятельности


Исключительное право субъекта предпринимательской деятельности на объективно выраженные результаты интеллектуальной деятельности и средства его индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.) охраняется законом и защищается государством.
Для более подробной информации см. главу 65 («Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ и услуг») Гражданского кодекса Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «О фирменных наименованиях» и «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектами исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.


Статья 37. Защита коммерческой тайны и нераскрытой информации субъектов предпринимательской деятельности


Информация, составляющая коммерческую тайну, неизвестная третьим лицам (нераскрытая информация), защищается в случае, когда такая информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Право на защиту нераскрытой информации от незаконного использования возникает независимо от выполнения в отношении этой информации каких-либо формальностей (ее государственной регистрации, получения свидетельств и т. п.).
Правила о защите нераскрытой информации не применяются в отношении сведений, которые в соответствии с законом не могут составлять служебную или коммерческую тайну (сведения о юридических лицах, правах на имущество и сделках с ним, подлежащие государственной регистрации, сведения, подлежащие предоставлению в качестве государственной статистической отчетности, и др.).
Лицо, без законных оснований получившее или распространившее нераскрытую информацию либо использующее ее, обязано возместить тому, кто правомерно обладает этой информацией, убытки, причиненные ее незаконным использованием.
Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя соответствующей нераскрытой информации и не отвечает перед ним за такое использование.
См. главу 64 («Защита нераскрытой информации от незаконного использования») Гражданского кодекса Республики Узбекистан.


Статья 38. Возмещение вреда, причиненного субъекту предпринимательской деятельности


Вред, причиненный субъекту предпринимательской деятельности, подлежит возмещению лицом, его причинившим, в полном объеме, включая упущенную выгоду. Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Убытки, причиненные субъекту предпринимательской деятельности в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц, в том числе принятия не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа самоуправления граждан, подлежат возмещению государством либо органом самоуправления граждан на основании решения суда. Решением суда возмещение убытков может быть возложено на должностных лиц государственных органов, органов самоуправления граждан, по вине которых причинены убытки.
См. ст.ст 15, 990 Гражданского кодекса Республики Узбекистан и Инструкцию о порядке осуществления за счет средств Государственного бюджета денежных выплат в возмещение вреда, причиненного гражданам или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов (рег. № 1095 от 12.01.2002 г.).


Статья 39. Ограничение проверок деятельности субъектов предпринимательства


Проверки деятельности субъектов предпринимательства могут осуществляться контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных частями второй — шестой настоящей статьи.
Проверки деятельности субъектов предпринимательства, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Для дополнительной информации см. статью 25 Закона Республики Узбекистан «О частном предприятии».
См. предыдущую редакцию.
Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности частных банковских и иных частных финансовых институтов осуществляются не чаще одного раза в пять лет, субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств — не чаще одного раза в четыре года, других субъектов предпринимательства — не чаще одного раза в три года.
(часть четвертая статьи 39 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных частью шестой настоящей статьи.
Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность субъектов малого предпринимательства и фермерских хозяйств, связанная с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов, не подлежат плановым проверкам в течение первых двух лет с момента их государственной регистрации.
Сроки проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства не должны превышать тридцати календарных дней. В исключительных случаях по решению специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов этот срок может быть продлен, при этом данное положение не может быть распространено на субъекты малого предпринимательства.
Контролирующий орган обязан в письменной форме известить субъекта предпринимательства о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения проверки с указанием сроков и предмета проведения проверки.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства осуществляются в установленном порядке только органами государственной налоговой службы, а при выявлении ими в ходе проверок признаков налоговых и валютных преступлений – Департаментом по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства могут быть инициированы органами государственной налоговой службы только в случаях выявления нарушений по результатам камерального контроля, проводимого на основе изучения и анализа представленной в установленном порядке субъектом предпринимательства финансовой и налоговой отчетности, а также других документов о деятельности субъекта предпринимательства, имеющихся в органе государственной налоговой службы.
Для дополнительной информации см. главу 12 («Основы налогового контроля») Налогового кодекса Республики Узбекистан.
Проводимые проверки деятельности субъектов предпринимательства не должны создавать препятствия для полноценного их функционирования.
Проверки деятельности субъектов предпринимательства — членов объединений субъектов предпринимательской деятельности могут осуществляться по запросу субъектов предпринимательской деятельности с участием представителей данных объединений.
Краткосрочные проверки деятельности субъектов предпринимательства на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг проводятся только уполномоченными законодательством подразделениями органов государственной налоговой службы на основании приказов начальников этих подразделений с последующим уведомлением об этом специально уполномоченного органа по координации деятельности контролирующих органов или его соответствующего территориального подразделения в течение одного рабочего дня со дня проведения краткосрочной проверки.
См. постановление Президента Республики Узбекистан от 8 января 2010 года № ПП-1257 «О мерах по дальнейшей модернизации системы налоговых органов республики».
Основанием для проведения проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности органами прокуратуры, внутренних дел и Службы национальной безопасности Республики Узбекистан является наличие возбужденного уголовного дела. При этом проверкой может охватываться деятельность субъекта предпринимательской деятельности, связанная только с возбужденным уголовным делом, о чем должно быть указано в постановлении о назначении проверки.
Субъекты предпринимательской деятельности имеют право не допускать к проверке лиц, не имеющих оснований для ее проведения, не выполнять требования правоохранительных и контролирующих органов по вопросам, не входящим в их компетенцию, и не знакомить их с материалами, не относящимися к предмету проверки.
Результаты проверок оформляются актом (справкой), один экземпляр которого оставляется у проверяемого субъекта предпринимательской деятельности в день окончания проверки.
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», раздел III («Налоговый контроль») Налогового кодекса Республики Узбекистан, Положение о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства — юридических лиц, проводимых контролирующими органами (рег. № 1573 от 06.05.2006 г.), Положение о порядке организации проверок деятельности индивидуальных предпринимателей контролирующими органами (рег. № 1712 от 03.09.2007 г.).


Статья 40. Неприменение финансовых санкций к субъектам предпринимательства


При выполнении субъектами предпринимательства предписаний контролирующих органов по результатам проверок, а также добровольном возмещении ущерба в установленные сроки и в полном объеме, включая уплату пени, к ним не применяются финансовые санкции. Данная норма не распространяется на случаи сокрытия (занижения) выручки от реализации товаров (работ, услуг) и хранения неоприходованных товаров, нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а также занятия деятельностью без лицензии.

Статья 41. Требования к должностным лицам, осуществляющим проверки деятельности субъектов предпринимательства


Проверки деятельности субъектов предпринимательства осуществляются должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов.
Допуск должностных лиц контролирующих органов к проверке деятельности субъектов предпринимательства осуществляется при наличии у этих лиц выписки из плана проведения проверок, утвержденного специально уполномоченным органом по координации деятельности контролирующих органов, или копии решения о проведении внеплановой либо встречной проверки, принятого этим органом, а также копии приказа контролирующего органа о проведении проверки с указанием целей проверки, состава проверяющих должностных лиц и сроков ее проведения, специального удостоверения о допуске к проведению проверок и удостоверения личности проверяющих должностных лиц.
См. Положение о порядке проведения аттестации должностных лиц контролирующих органов по предоставлению права на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов (рег. № 2070 от 20.01.2010 г.).
При проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства должностные лица правоохранительных и контролирующих органов производят запись в книге регистрации проверок в порядке, установленном законодательством.
Должностные лица правоохранительных и контролирующих органов при проверке деятельности субъектов предпринимательства обязаны обеспечивать соблюдение коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также нераскрытой информации субъектов предпринимательства.


Статья 42. Применение к субъектам предпринимательства мер правового воздействия


В случаях, предусмотренных законодательством, к субъектам предпринимательства применяются меры правового воздействия. При этом следующие меры правового воздействия применяются к субъектам предпринимательства только в судебном порядке:
прекращение деятельности;
прекращение и (или) перепрофилирование деятельности объектов, оказывающих вредное воздействие на окружающую природную среду;
ограничение, приостановление и запрещение деятельности, за исключением случаев ограничения, приостановления деятельности на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения;
приостановление операций по счетам в банках, за исключением случаев, предусмотренных законом;
См. пункт 8 части первой статьи 5 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», ст.ст. 1415 Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма».
применение финансовых санкций, за исключением начисления пени за просрочку уплаты налогов и других обязательных платежей, а также случаев признания организацией или гражданином вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;
обращение в доход государства предметов правонарушений;
приостановление на срок более десяти рабочих дней или прекращение действия и аннулирование лицензий (разрешений) на занятие отдельными видами предпринимательской деятельности, за исключением лицензий (разрешений), выдаваемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан.
См. Указ Президента Республики Узбекистан от 14 июня 2005 года № УП-3619 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства».
См. глава 203 («Производство по делам о применении мер правового воздействия») Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан, постановление Совместного Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 22 декабря 2006 года № 12/149 «О вопросах, связанных с применением законодательства Республики Узбекистан, направленного на совершенствование системы правовой защиты и либерализацию финансовой ответственности субъектов предпринимательства».


Глава 5. Государственная поддержка предпринимательской деятельности
Статья 43. Полномочия органов государственного управления в сфере поддержки предпринимательской деятельности


Органы государственного управления в пределах своей компетенции:
разрабатывают и реализуют государственные программы развития предпринимательства;
осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности и развитием предпринимательской деятельности, изучают имеющиеся проблемы и вносят предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов, направленных на укрепление правовых гарантий предпринимательства;
обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в доступе к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в реализации их товаров (работ, услуг) на внешнем и внутреннем рынках, в том числе путем активного привлечения субъектов предпринимательской деятельности в процесс осуществления государственных закупок и создания специализированных организаций по продвижению их продукции;
организуют информационную и разъяснительную работу среди субъектов предпринимательской деятельности, развитие системы консалтинговых, лизинговых, страховых и иных услуг;
оказывают содействие субъектам предпринимательской деятельности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
Органы государственного управления могут осуществлять и иные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством.


Статья 44. Полномочия органов государственной власти на местах в сфере поддержки предпринимательской деятельности


Органы государственной власти на местах в пределах своей компетенции:
разрабатывают и реализуют территориальные программы развития предпринимательства;
устанавливают дополнительные гарантии и меры защиты деятельности субъектов предпринимательства;
устанавливают льготы по местным налогам в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в сфере поддержки предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством.
Для дополнительной информации см. Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах».


Статья 45. Государственное стимулирование развития предпринимательства


Государственное стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется путем:
создания условий для привлечения в сферу предпринимательства инвестиций (в том числе иностранных), современных технологий и оборудования, а также для развития институтов рыночной инфраструктуры;
принятия мер по расширению участия субъектов предпринимательской деятельности в экспортно-импортных операциях, международных выставках и ярмарках, в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности;
обеспечения субъектов предпринимательской деятельности правовой, экономической, статистической, производственно-технологической, научно-технической и иной информацией, необходимой для их эффективной деятельности;
установления льгот и преференций по налогам, другим обязательным платежам и тарифам.
Государственное стимулирование предпринимательской деятельности может осуществляться и иными способами в соответствии с законодательством.
В частности, см. указы Президента Республики Узбекистан от 16 июля 2012 года № УП-4453 «О мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой, финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур», от 18 июля 2012 года № УП-4455 «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству» и постановление Президента Республики Узбекистан 8 августа 2013 года № ПП-2022 «О дополнительных мерах по поддержке экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства».


Статья 46. Фонды поддержки предпринимательской деятельности


В целях поддержки и стимулирования предпринимательской деятельности могут создаваться фонды в порядке, установленном законодательством.
См. статью 75 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан «Об общественных фондах» и «О негосударственных некоммерческих организациях».


Статья 47. Льготы субъектам малого и частного предпринимательства в потреблении энергоносителей


Льготные тарифы по энергоносителям, установленные для сельскохозяйственных товаропроизводителей, распространяются на субъекты малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие свою деятельность в сельской местности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о тарифных группах потребителей электрической и тепловой энергии (рег. № 955 от 10.08.2000 г.), субъекты малого и частного предпринимательства, расположенные и осуществляющие свою деятельность на селе, относятся к III тарифной группе.


Статья 48. Государственная поддержка подготовки кадров для предпринимательской деятельности


Государство обеспечивает развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности.
Организации, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров субъектов предпринимательской деятельности в сельской местности, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством.


Глава 6. Заключительные положения
Статья 49. Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательской деятельности


Ликвидация субъекта предпринимательской деятельности — юридического лица осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда.
При ликвидации субъекта предпринимательской деятельности высвобождаемым работникам гарантируется соблюдение их прав и законных интересов в соответствии с законодательством.
Для дополнительной информации см. статью 67 Трудового кодекса Республики Узбекистан и главу IV («Социальные гарантии при потере работы») Закона Республики Узбекистан «О занятости населения».
Прекращение деятельности субъекта предпринимательства — физического лица осуществляется по его решению или по решению суда.
Субъект предпринимательства считается ликвидированным (прекратившим деятельность) после внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в соответствующий государственный реестр регистрирующего органа.
Ликвидация (прекращение деятельности) субъекта предпринимательства осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Для дополнительной информации см. статьи 53 — 57 Гражданского кодекса Республики Узбекистан,постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 1999 года № 327 «О порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки», постановление Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2007 года № ПП–630 «О совершенствовании порядка добровольной ликвидации и прекращения деятельности субъектов предпринимательства», а также постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 ноября 2010 года № 221 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами актов законодательства о ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки».


Статья 50. Обжалование решений государственных и иных органов, действий (бездействия) их должностных лиц


Субъекты предпринимательства имеют право обжаловать незаконные решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц по своему усмотрению вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо непосредственно в суд.
Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.
Субъекты предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на решения государственных и иных органов, действия (бездействие) их должностных лиц о нарушении их прав и законных интересов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.


Статья 51. Разрешение споров


Споры в области деятельности субъектов предпринимательства разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.


Статья 52. Ответственность за нарушение законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности


Лица, виновные в нарушении законодательства о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.
См. ст. 2411 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, ст. 2061 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и пункт 5 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 20 «О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с предпринимательской деятельностью».

 

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.