Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
11 мая 2001 г.
№ 211-II

На государственном языке

 

ОБ ОБОРОНЕ

(новая редакция)

 

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 5, ст. 80; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2009 г., № 52, ст. 553; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 6, ст. 262)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ И РУКОВОДСТВО
ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

III. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
И ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБОРОНЫ

IV. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ВРЕМЯ.
МОБИЛИЗАЦИЯ. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА.
ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона
Статья 2. Понятие обороны
Статья 3. Законодательство об обороне
Статья 4. Основные принципы государственной
политики в области обороны

Статья 5. Организация обороны
Статья 6. Вооруженные Силы
Статья 7. Руководство Вооруженными Силами
Статья 8. Полномочия Президента Республики Узбекистан
в области обороны

Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области обороны

Статья 10. Министерство обороны Республики Узбекистан
Статья 11. Объединенный штаб Вооруженных Сил
Статья 12. Военные округа
Статья 13. Полномочия министерств, государственных
комитетов и ведомств в области обороны

Статья 14. Полномочия органов государственной власти
на местах в области обороны

Статья 15. Участие органов самоуправления граждан
в обеспечении обороны

Статья 16. Участие предприятий, учреждений и организаций
в обеспечении обороны

Статья 17. Участие граждан в обеспечении обороны
Статья 18. Состояние войны
Статья 19. Военное время
Статья 20. Мобилизация
Статья 21. Территориальная оборона
Статья 22. Вооруженные конфликты
Статья 23. Международное сотрудничество в области обороны
Статья 24. Финансирование и материально-техническое
обеспечение нужд обороны

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства
об обороне

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации обороны и управления Вооруженными Силами Республики Узбекистан (далее — Вооруженные Силы), определяет полномочия государственных органов, а также участие органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и граждан в обеспечении обороны страны.

Статья 2. Понятие обороны

В настоящем Законе под обороной понимается комплекс политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по обеспечению защиты суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан, мирной жизни и безопасности ее населения.

Статья 3. Законодательство об обороне

Законодательство об обороне состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области обороны

Основными принципами государственной политики в области обороны являются:
неприменение военной силы против другого государства, кроме случаев пресечения и отражения агрессии, а также оказания помощи государствам, с которыми Республика Узбекистан связана соответствующими договорами;
участие в соответствии с нормами международного права в системах коллективной безопасности;
неучастие в военно-политических блоках;
адекватность военного строительства характеру современных войн и вооруженных конфликтов;
отказ от производства, переработки, приобретения, хранения, распространения, размещения ядерного и других видов оружия массового поражения;
постоянная готовность Вооруженных Сил, экономики, населения, территории к отражению агрессии;
оборонная достаточность;
обеспечение престижности военной службы.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ И РУКОВОДСТВО ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ

Статья 5. Организация обороны

Организация обороны включает:
создание необходимых условий, направленных на предупреждение и сдерживание агрессии, организованную вооруженную защиту от посягательства на Республику Узбекистан;
осуществление единой государственной политики в области обороны, совершенствование военной организации государства в соответствии с современными требованиями;
обеспечение координации и взаимодействия всех сил и средств, необходимых для решения оборонных задач;
мониторинг военно-политической обстановки, реальных и потенциальных угроз национальной безопасности;
принятие политических, экономических, военных, социально-правовых, информационных, организационных и иных мер по предотвращению вовлечения Республики Узбекистан в войны и вооруженные конфликты;
строительство, подготовку, поддержание в постоянной готовности Вооруженных Сил, оптимизацию их численности, структуры и состава;
оснащение и обеспечение Вооруженных Сил соответственно современным вооружением, военной техникой, военно-техническим и вещевым имуществом, продовольствием, другими материально-техническими средствами, энергетическими и иными ресурсами, создание их запасов;
планирование применения Вооруженных Сил;
принятие мер внешнеполитического характера для решения оборонных задач;
подготовку населения и территории к обороне;
обеспечение охраны и защиты Государственной границы Республики Узбекистан;
проведение мероприятий по защите населения, объектов экономики и жизнеобеспечения от оружия массового поражения;
мобилизационную готовность Вооруженных Сил, экономики страны, государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также населения;
создание запасов материальных ценностей для государственного и мобилизационного резервов;
совершенствование научной, научно-технической, образовательной, военно-промышленной, экономической, информационной и законодательной базы обороны;
духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание населения и морально-психологическую подготовку личного состава Вооруженных Сил к защите государства;
другие мероприятия по организации обороны cтраны.

Статья 6. Вооруженные Силы

Вооруженные Силы включают в себя войсковые объединения, соединения и части, а также другие воинские формирования, организованные и содержащиеся государством для сдерживания и предотвращения войн и вооруженных конфликтов, защиты национальных интересов, суверенитета, территориальной целостности Республики Узбекистан и мирной жизни населения.
Вооруженные Силы строятся и осуществляют свою деятельность на основе верховенства закона, централизованного руководства и единоначалия, постоянной боевой и мобилизационной готовности и соблюдения воинской дисциплины.
Военные объекты, здания и сооружения, все виды вооружения, военной техники и другое военное имущество являются собственностью государства и находятся в ведении Вооруженных Сил.
Комплектование Вооруженных Сил осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Статья 7. Руководство Вооруженными Силами

Руководство обороной и Вооруженными Силами осуществляет Президент Республики Узбекистан — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами.
В военное время министр обороны Республики Узбекистан одновременно является заместителем Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами.
Руководство повседневной деятельностью Вооруженных Сил осуществляют руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных Сил.
Оперативное руководство Вооруженными Силами по выполнению поставленных перед ними задач осуществляет начальник Объединенного штаба Вооруженных Сил.

III. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБОРОНЫ

Статья 8. Полномочия Президента Республики Узбекистан в области обороны

Президент Республики Узбекистан — Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами:
определяет основные направления оборонной политики и военного строительства Республики Узбекистан;
руководит деятельностью органов государственного управления в области обороны;
принимает необходимые меры по обеспечению обороноспособности Республики Узбекистан, охране ее суверенитета, безопасности и территориальной целостности;
утверждает планы строительства, применения и развития Вооруженных Сил, а также иные государственные планы и программы по организации обороны;
утверждает структуру, состав и дислокацию Вооруженных Сил и других воинских формирований Республики Узбекистан на мирное и военное время;
принимает решение и отдает приказ Вооруженным Силам о ведении военных действий, в том числе об участии в международных миротворческих мероприятиях, а также о привлечении их к выполнению задач не по прямому предназначению;
объявляет в порядке, установленном Конституцией Республики Узбекистан, состояние войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии, общую или частичную мобилизацию и вводит чрезвычайное положение на всей территории или в отдельных местностях Республики Узбекистан;
назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания;
определяет количество граждан Республики Узбекистан, подлежащих призыву на военную и альтернативную службу, порядок прохождения ими военной и альтернативной службы, порядок ведения воинского учета военнообязанных и призывников, нормы и объем вооружения, военной техники, военно-технического и вещевого имущества, продовольствия и других материально-технических средств для потребностей обороны и Вооруженных Сил;
принимает решения о призыве граждан Республики Узбекистан на срочную военную службу, увольнении в резерв военнослужащих срочной военной службы и в запас служащих альтернативной службы, а также о призыве военнообязанных на военные сборы, издает указы о призыве граждан на воинскую службу по мобилизации и в военное время, об увольнении по демобилизации;
(абзац одиннадцатый статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № ЗРУ-238 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 553)
утверждает планы мобилизационной подготовки экономики страны, а также формирования и использования мобилизационных и стратегических государственных резервов;
создает, реорганизует и ликвидирует военные высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения, факультеты военного обучения, а также учебные центры военной подготовки (военные кафедры или циклы) при высших образовательных учреждениях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.
(текст статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)

Статья 9. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обороны

Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области формирования государственных военных заказов и организации производств оборонного значения;
разрабатывает планы мобилизационной подготовки экономики страны, а также формирования и использования мобилизационных и стратегических государственных резервов, осуществляет контроль за их исполнением;
решает вопросы материального и социально-бытового обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил;
организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил соответственно вооружением, военной техникой, военно-техническим и вещевым имуществом, продовольствием и другими материально-техническими средствами;
осуществляет контроль за экспортом и импортом вооружения и военной техники, стратегических материалов;
устанавливает порядок компенсации материальных затрат, понесенных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в связи с выполнением ими задач для нужд обороны;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
(текст статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., №6, ст. 262)

Статья 10. Министерство обороны Республики Узбекистан

Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет управление подведомственными войсками, обеспечивает проведение государственной политики в области обороны и военного строительства, оснащение войск Министерства обороны Республики Узбекистан современным вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами, расширение военного сотрудничества, организацию призыва и подготовки кадров Вооруженных Сил.
Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Объединенный штаб Вооруженных Сил

Объединенный штаб Вооруженных Сил является единым командным органом по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан.
Объединенный штаб Вооруженных Сил:
несет ответственность за выработку концептуальных основ национальной военной стратегии, строительства и развития Вооруженных Сил;
выполняет функции главного органа оперативно-стратегического управления Вооруженными Силами, военными округами, воинскими формированиями министерств, государственных комитетов и ведомств;
осуществляет стратегическое и оперативное планирование, руководство боевыми действиями войск;
разрабатывает и реализует мероприятия по оперативной и боевой подготовке войск, адаптации их организационно-штатной структуры к формам и способам применения войск;
издает в пределах своей компетенции директивы и приказы, обязательные для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, командованиями видов и родов войск, объединений, соединений и подразделений Вооруженных Сил;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Военные округа

Военный округ является основной военно-административной единицей и территориальным общевойсковым оперативно-стратегическим объединением, обеспечивающим защиту безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан на операционных направлениях.
Военные округа выполняют возложенные на них задачи и принимают решения в соответствии с законодательством.

Статья 13. Полномочия министерств, государственных комитетов и ведомств в области обороны

Министерства, государственные комитеты и ведомства в соответствии с законодательством участвуют в обеспечении обороноспособности страны, боевой и мобилизационной готовности, а также боеспособности Вооруженных Сил и несут ответственность за выполнение возложенных на них задач.
Министерства, государственные комитеты и ведомства, выполняющие военные заказы, несут ответственность за поставку необходимой для нужд обороны продукции, за мобилизационную подготовку отрасли, осуществляют мероприятия по обеспечению ее устойчивого функционирования в военное время в соответствии с планом мобилизационной подготовки.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти на местах в области обороны

Органы государственной власти на местах:
обеспечивают выполнение соответствующих мобилизационных заданий;
осуществляют контроль за выполнением мобилизационных планов и заданий накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на их территории;
участвуют в организации воинского учета, призыва на военную и альтернативную службу и мобилизации, военных сборов, а также в бронировании граждан Республики Узбекистан на период мобилизации и в военное время;
обеспечивают выполнение мероприятий по гражданской защите;
участвуют в планировании и обеспечении выполнения мероприятий по территориальной обороне;
обеспечивают потребности Вооруженных Сил в необходимой продукции местного производства, тепло- и электроэнергии, предоставляют им средства связи, коммунально-бытовые и иные услуги;
предоставляют в установленном порядке земли, служебные и жилые помещения для нужд воинских частей, предприятий, учреждений и организаций Вооруженных Сил;
обеспечивают реализацию социальных гарантий, установленных для граждан в связи с военной службой, их участием в боевых действиях, а также для членов их семей;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 15. Участие органов самоуправления граждан в обеспечении обороны

Органы самоуправления граждан:
содействуют в организации оповещения и вызова военнообязанных и призывников в отделы по делам обороны;
ведут персонально-первичный учет военнообязанных и призывников в поселках, кишлаках и аулах, а также участвуют в духовно-нравственном и военно-патриотическом воспитании граждан;
принимают участие в мероприятиях по гражданской защите и территориальной обороне;
предоставляют в установленном законом порядке в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
участвуют в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.

Статья 16. Участие предприятий, учреждений и организаций в обеспечении обороны

Предприятия, учреждения и организации осуществляют выполнение:
мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами и заданиями накопления материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
мероприятий по гражданской защите и территориальной обороне;
мероприятий по учету и бронированию военнообязанных и призывников;
иных мероприятий, предусмотренных законодательством.
Предприятиям, учреждениям, организациям при предоставлении в соответствии с законодательством для нужд обороны зданий, сооружений, транспортных средств, средств связи и иного имущества, находящегося в их собственности, понесенные ими расходы компенсируются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 17. Участие граждан в обеспечении обороны

Защита Республики Узбекистан, ее территориальной целостности и независимости является конституционной обязанностью ее граждан.
Граждане Республики Узбекистан в установленном законом порядке обязаны нести военную или альтернативную службу, а также предоставлять в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспортные средства, средства связи и другое имущество, находящееся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов впорядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. Закон Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».
Граждане имеют право создавать общественные объединения, содействующие укреплению обороноспособности страны.

IV. СОСТОЯНИЕ ВОЙНЫ. ВОЕННОЕ ВРЕМЯ. МОБИЛИЗАЦИЯ. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА. ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Статья 18. Состояние войны

Состояние войны объявляется в установленном законом порядке в случае нападения на Республику Узбекистан или при необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии.
Для подробной информации см. статью 93 Конституции Республики Узбекистан.
В случае внезапного нападения или вторжения войск на территорию Республики Узбекистан командования войсками военных округов и органы государственной власти на местах обязаны принять все меры для отражения нападения или вторжения, не ожидая объявления состояния войны.

Статья 19. Военное время

Военное время наступает с момента объявления состояния войны или с фактическим началом военных действий и оканчивается с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
В условиях военного времени Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами может быть создан уполномоченный орган, который осуществляет руководство Вооруженными Силами и экономикой страны.

Статья 20. Мобилизация

С объявлением состояния войны или введением чрезвычайного положения может быть объявлена общая или частичная мобилизация.
Порядок подготовки и проведения мобилизационных мероприятий определяется законодательством.

Статья 21. Территориальная оборона

Территориальная оборона организуется и осуществляется с целью прикрытия и обороны Государственной границы Республики Узбекистан, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также для поддержания режима чрезвычайного положения.
Задачи, организация и порядок взаимодействия сил, привлекаемых для обеспечения территориальной обороны, определяются законодательством.

Статья 22. Вооруженные конфликты

Вооруженными конфликтами являются военные инциденты (акции и вооруженные столкновения) ограниченного масштаба, при которых состояние войны не объявляется.
В случае возникновения вооруженных конфликтов и вовлечения в них Республики Узбекистан Вооруженные Силы незамедлительно принимают меры по их ликвидации.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Международное сотрудничество в области обороны

Республика Узбекистан, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, закрепляющих право на индивидуальную и коллективную оборону, осуществляет сотрудничество с другими государствами в области военного строительства, поддержания мира и безопасности.

Статья 24. Финансирование и материально-техническое обеспечение нужд обороны

Финансирование и материально-техническое обеспечение нужд обороны осуществляются за счет средств государственного бюджета и других источников в соответствии с законодательством.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на оборону, осуществляется в соответствии с законом.

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства об обороне

Лица, виновные в нарушении законодательства об обороне, несут ответственность в установленном порядке.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.