Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
29 августа 1997 г.
№ 464-I

На государственном языке

 

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 225; 2013 г., № 41, ст. 543)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. СИСТЕМА И ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство об образовании
Статья 3. Основные принципы государственной политики
в области образования

Статья 4. Право на образование
Статья 5. Права на занятие педагогической деятельностью
Статья 6. Правовой статус образовательного учреждения
Статья 7. Государственные образовательные стандарты
Статья 8. Язык обучения
Статья 9. Система образования
Статья 10. Виды образования
Статья 11. Дошкольное образование
Статья 12. Общее среднее образование
Статья 13. Среднее специальное, профессиональное образование
Статья 14. Высшее образование
Статья 15. Послевузовское образование
Статья 16. Повышение квалификации и переподготовка кадров
Статья 17. Внешкольное образование
Статья 18. Образование в семье и самообразование
Статья 19. Документы об образовании
Статья 20. Социальная защита обучающегося
Статья 21. Социальная защита работников образовательных
учреждений

Статья 22. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей или иных законных представителей

Статья 23. Обучение детей и подростков с отклонениями
в физическом или психическом развитии

Статья 24. Учебно-воспитательные учреждения для лиц, нуждающихся
в социальной помощи и реабилитации

Статья 25. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области образования

Статья 26. Компетенция уполномоченных государственных органов
по управлению образованием

Статья 27. Компетенции органов государственной власти на местах в
области образования

Статья 28. Управление образовательным учреждением
Статья 29. Взаимоотношения органов государственного управления
образованием с негосударственными образовательными
учреждениями

Статья 30. Обязанности родителей или законных представителей
Статья 31. Финансирование образования
Статья 32. Фонды развития образования
Статья 33. Международное сотрудничество
Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства об
образовании

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий Закон определяет правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан и направлен на обеспечение конституционного права каждого на образование.

Статья 2. Законодательство об образовании

Законодательство об образовании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области образования в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об образовании, применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области образования

Образование провозглашается приоритетным в сфере общественного развития Республики Узбекистан.
Основными принципами государственной политики в области образования являются:
гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;
непрерывность и преемственность образования;
обязательность общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования;
добровольность выбора направления среднего специального, профессионального образования: академический лицей или профессиональный колледж;
светский характер системы образования;
общедоступность образования в пределах государственных образовательных стандартов;
единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
поощрение образованности и таланта;
сочетание государственного и общественного управления в системе образования.

Статья 4. Право на образование

Каждому гарантируются равные права на получение образования, независимо от пола, языка, возраста, расовой, национальной принадлежности, убеждений, отношения к религии, социального происхождения, рода занятий, общественного положения, места жительства, продолжительности проживания на территории Республики Узбекистан.
Право на образование обеспечивается:
развитием государственных и негосударственных образовательных учреждений;
организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства;
бесплатным обучением по государственным программам образования и подготовки кадров, а также платным профессиональным обучением в образовательных учреждениях на договорных началах;
равными правами выпускников всех видов образовательных учреждений при поступлении в учебные заведения следующей ступени;
предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или путем самообразования, на аттестацию в порядке экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях.
Граждане других государств вправе получать образование в Республике Узбекистан в соответствии с международными договорами.
Лица без гражданства, проживающие в республике, имеют равные права с гражданами Республики Узбекистан на получение образования.

Статья 5. Права на занятие педагогической деятельностью

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица с соответствующим образованием, профессиональной подготовкой и обладающие высоким нравственным качеством.
Прием на работу педагогических работников в высшие учебные заведения осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Положением, утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещается приговором суда.

Статья 6. Правовой статус образовательного учреждения

Аккредитация образовательного учреждения осуществляется уполномоченным государственным органом на основе аттестации.
В соответствии с Положением о Государственном центре тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 июня 2004 г. № 293, организация и проведение аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, определение рейтинга образовательных учреждений являются одной из задач Государственного центра тестирования при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Образовательное учреждение является юридическим лицом и создается в порядке, установленном законодательством. Негосударственное образовательное учреждение приобретает права юридического лица и право на образовательную деятельность с момента его государственной аккредитации в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. Положение о порядке проведения государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2006 года № 21.
Образовательное учреждение действует на основании устава, разработанного в соответствии с законодательством.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 года № 5 утвержден Порядокразработки Устава образовательного учреждения.
Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации.
Образовательное учреждение вправе объединяться в учебно-воспитательные комплексы и учебно-научно-производственные объединения и ассоциации.
Образовательное учреждение вправе оказывать платные образовательные услуги, а также заниматься иными видами предпринимательской деятельности в соответствии с уставными задачами.

Статья 7. Государственные образовательные стандарты

Государственные образовательные стандарты определяют требования к содержанию и качеству общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования.
Выполнение государственных образовательных стандартов обязательно для всех образовательных учреждений Республики Узбекистан.
Для дополнительной инофрмации см. Положение о государственных образовательных стандартах, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 г. № 5; постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 1999 года № 390 «Об утверждении государственного образовательного стандарта общего среднего образования», от 16 октября 2000 года № 400 «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего специального, профессионального образования» и от 16 августа 2001 года № 343«Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования».

Статья 8. Язык обучения

Порядок использования языка обучения в образовательных учреждениях регулируется Законом Республики Узбекистан «О государственном языке».

II. СИСТЕМА И ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 9. Система образования

Система образования Республики Узбекистан состоит из:
государственных и негосударственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
научно-педагогических учреждений, выполняющих исследовательские работы, необходимые для обеспечения функционирования и развития системы образования;
органов государственного управления в области образования, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций.
Система образования Республики Узбекистан является единой и непрерывной.

Статья 10. Виды образования

Образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
среднее специальное, профессиональное образование;
высшее образование;
послевузовское образование;
повышение квалификации и переподготовка кадров;
внешкольное образование.

Статья 11. Дошкольное образование

Дошкольное образование имеет цель формирование здоровой и полноценной личности ребенка, подготовленного для учебы в школе. Оно проводится до шести-семи лет в семье, в детском саду и в других образовательных учреждениях, независимо от форм собственности.
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 октября 2007 года № 225 «Об утверждении нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования».

Статья 12. Общее среднее образование

Ступени общего среднего образования:
начальное образование (I—IV классы);
общее среднее образование (I—IX классы).
Начальное образование направлено на формирование основ грамотности, знаний и навыков, необходимых для получения общего среднего образования. В первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет.
Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.
Для развития способностей, талантов детей могут создаваться специализированные школы.
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 августа 2008 года № 173 «О совершенствовании деятельности государственных специализированных общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов».

Статья 13. Среднее специальное, профессиональное образование

В целях получения среднего специального, профессионального образования каждый имеет право на основе общего среднего образования добровольно выбрать направление обучения в академическом лицее или профессиональном колледже.
Академические лицеи и профессиональные колледжи дают среднее специальное, профессиональное образование, предоставляющее право и являющееся основой для работы по обретенной профессии или продолжения обучения на следующей степени.
Академический лицей — трехлетнее среднее специальное учебное заведение, обеспечивающее интенсивное развитие интеллектуальных способностей, углубленное, дифференцированное и профессионально-ориентированное обучение учащихся.
Профессиональный колледж — трехлетнее среднее профессиональное учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям.
Для дополнительной информации см. Положение о среднем специальном, профессиональном образовании в Республике Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республике Узбекистан от 6 июля 2012 г. № 200.

Статья 14. Высшее образование

Высшее образование обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и других образовательных учреждениях высшей школы) на основе среднего специального, профессионального образования.
Высшее образование имеет две ступени: бакалавриат и магистратуру, подтверждаемые документами о высшем образовании государственного образца.
Бакалавриат — базовое высшее образование с фундаментальными знаниями по одному из направлений высшего образования со сроком обучения не менее четырех лет.
Магистратура — высшее образование по конкретной специальности с продолжительностью обучения не менее двух лет на базе бакалавриата.
См. Положение о магистратуре, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 2015 года № 36.
Граждане вправе получать второе и последующее высшее образование на договорной основе.
Для дополнительной информации см. Положение о порядке получения второго и последующего образования в образовательных учреждениях Республики Узбекистан (рег. № 1844 от 21.08.2008 г.).

Статья 15. Послевузовское образование

См. предыдущую редакцию.
Послевузовское образование направлено на обеспечение потребностей общества в научных и научно-педагогических кадрах высшей квалификации. Послевузовское образование может быть получено в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях (институт старших научных сотрудников-соискателей, самостоятельное соискательство).
(часть первая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
См. предыдущую редакцию.
Порядок подготовки научных и научно-педагогических кадров, присуждение ученой степени и ученых званий определяется законодательством.
(часть вторая статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
Для дополнительной информации см. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2012 года № УП–4456 «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 28 декабря 2012 года № 365 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы послевузовского образования и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», Положение о научном совете по присуждению учёной степени доктора наук (рег. № 2440 от 25.03.2013 г.), Положение о порядке присуждения учёной степени доктора наук (рег. № 2441 от 25.03.2013 г.), Положение о порядке проведения квалификационных экзаменов (рег. № 2442 от 25.03.2013 г.), Положение об экспертном совете (рег. № 2443 от 25.03.2013 г.), Положение о порядке присвоения учёных званий (рег. № 2444 от 25.03.2013 г.).

Статья 16. Повышение квалификации и переподготовка кадров

Повышение квалификации и переподготовка кадров обеспечивают углубление и обновление профессиональных знаний и навыков.
Порядок повышения квалификации и переподготовки кадров устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 февраля 2006 года № 25 «О дальнейшем совершенствовании системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров», от 11 февраля 2009 года№ 40 «О порядке прохождения производственной практики учащимися профессиональных колледжей на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров от 4 октября 2001 года № 400 «О мерах по совершенствованию системы подготовки педагогических кадров для средних специальных, профессиональных образовательных учреждений». Данным решением Правительства утвержден Перечень высших образовательных учреждений, специализированных на переподготовке и повышении квалификации педагогических и инженерно-педагогических кадров системы среднего специального, профессионального образования.

Статья 17. Внешкольное образование

Для удовлетворения индивидуальных потребностей детей и подростков, организации их свободного времени и отдыха государственные органы, общественные объединения, а также другие юридические и физические лица могут создавать внешкольные образовательные учреждения культурно-эстетического, научного, технического, спортивного и других направлений.
К внешкольным образовательным учреждениям относятся дворцы, дома, клубы и центры детского, юношеского творчества, детско-юношеские спортивные школы, школы искусств, музыкальные школы, студии, библиотеки, оздоровительные и другие учреждения.
Порядок создания и деятельности внешкольных образовательных учреждений определяется законодательством.
См. Положение о внешкольном учреждении, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 18 февраля 1995 года № 59.

Статья 18. Образование в семье и самообразование

Государство оказывает содействие получению образования в семье и самообразованию. Обучение детей в семье и самообразование осуществляется по программам соответствующих образовательных учреждений. Уполномоченными государственными учреждениями обучающимся предоставляется методическая, консультативная и иная помощь.
См. Положение о порядке организации индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении (рег. № 2691 от 30.06.2015 г.).

Статья 19. Документы об образовании

Выпускникам аккредитованных образовательных учреждений выдается документ об образовании государственного образца (аттестат, диплом, сертификат, удостоверение). Документ об образовании государственного образца выдается также лицам, получившим образование в семье или путем самообразования и сдавшим экзамены в порядке экстерната по соответствующим программам обучения аккредитованных образовательных учреждений, за исключением специальностей, обучение которым в государственных образовательных учреждениях обязательно и перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 января 2015 года № 16 «Об утверждении Перечня направлений образования бакалавриата, обучение по которым в государственных высших образовательных учреждениях в порядке экстерната не осуществляется».
К диплому о высшем образовании прилагается вкладыш с перечнем освоенных дисциплин, их объемов и оценок.
См. предыдущую редакцию.
Лицам, защитившим диссертацию, в установленном порядке присуждается ученая степень доктора наук и выдается диплом государственного образца.
(часть третья статьи 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 октября 2013 года № ЗРУ-355 — СЗ РУ, 2013 г., № 41, ст. 543)
При соответствии государственных образовательных стандартов, на основе двухсторонних соглашений между правительствами Республики Узбекистан и иностранных государств может осуществляться взаимное признание документов об образовании в установленном порядке.
Лицам, не завершившим образование соответствующей ступени, выдается справка установленного образца.
Документ государственного образца об образовании дает право продолжить обучение в образовательных учреждениях следующей ступени или работать по соответствующей специальности.
В соответствии с разделом IV приложения («Официальные государственные документы») к Положению о порядке заказа, изготовления, учета, хранения и выдачи официальных государственных документов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июля 2000 г. № 283, документами об образовании являются: 1) Свидетельство о незаконченном среднем образовании; 2) Аттестат о среднем образовании; 3) Диплом о среднем специальном и профессиональном образовании; 4) Диплом о высшем образовании; 5) Диплом кандидата или доктора наук.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2003 года № 235 «Об утверждении государственного образца свидетельства об общем среднем образовании».

III. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья 20. Социальная защита обучающегося

Обучающиеся в образовательном учреждении в соответствии с законодательством и нормативными актами обеспечиваются льготами, стипендией и местом в общежитии.
См. постановление Кабинета Министров от 20 августа 1997 года № 409 «О дополнительных мерах по улучшению материальных условий жизни учителей и учащихся», постановление Кабинета Министров от 17 августа 2001 года № 344 «О порядке и размерах выплаты стипендий студентам высших учебных заведений», Инструкцию о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших образовательных учреждений (рег. № 1339 от 16.04.2004 г.).

Статья 21. Социальная защита работников образовательных учреждений

Работникам образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск и льготы, предусмотренные законодательством.
См. Указ Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2002 г. № УП-3112 «О повышении с 1 сентября 2002 года размеров заработной платы учителям и преподавателям учебных заведений, научным работникам», Указ Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2003 года № УП-3227 «О введении с 1 апреля 2003 года компенсационных денежных выплат взамен предоставляемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг», постановление Кабинета Министров от 20 августа 1997 года № 409 «О дополнительных мерах по улучшению материальных условий жизни учителей и учащихся»,постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 августа 2000 г. № 327 «О дополнительных мерах по стимулированию труда работников академических лицеев и профессиональных колледжей» и Положение о механизме компенсационных денежных выплат по оплате жилищно-коммунальных услуг (рег. № 2175 от 30.12.2010 г.).
Образовательные учреждения в пределах имеющихся средств на оплату труда вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные надбавки к ставкам, должностным окладам и применять различные формы оплаты и стимулирования труда.

Статья 22. Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей

Обучение и содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, осуществляется на основе полного государственного обеспечения в порядке, определяемом законодательством.
См. Положение о доме Мехрибонлик, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 17 октября 2008 года № 230, постановление Кабинета Министров от 25 января 2002 г. № 33 «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы», Положение о порядке обеспечения сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержащихсяна полном государственном обеспечении, денежными пособиями и пособиями для покупки одежды, обуви и принадлежностей, а также обеспечения их проездными карточками (рег. № 1187 от 11.11.2002 г.), постановление «Об утверждении Положения о порядке обеспечения сирот, передаваемых семье на воспитание (патронат), одеждой и обувью, также выплаты ежемесячных пособий приемным родителям, принявших детей на воспитание» (рег. № 1189 от 18.11.2002 г.) и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 ноября 2007 года № 247 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях».

Статья 23. Обучение детей и подростков с отклонениями в
физическом или психическом развитии

Для обучения, воспитания и лечения детей и подростков с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении, создаются специализированные образовательные учреждения. Направление детей и подростков в эти образовательные учреждения и отчисления из них производится по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей или иных законных представителей.
Учащиеся специализированных образовательных учреждений находятся на частичном или полном государственном обеспечении.
Для дополнительной информации см. постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 мая 2007 года № 100 «О деятельности специализированных профессиональных колледжей для лиц с ограниченными возможностями», от 13 сентября 2011 года № 256 «Об утверждении нормативно-правовых актов о государственных специализированных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями».
Также, см. Положение о порядке организации индивидуального обучения на дому детей с отклонениями в физическом или психическом развитии, а также нуждающихся в длительном лечении (рег. № 2691 от 30.06.2015 г.).

Статья 24. Учебно-воспитательные учреждения для лиц, нуждающихся
в социальной помощи и реабилитации

Для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются специализированные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и социальную реабилитацию.
Для лиц, содержащихся в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы, создаются условия для получения образования и самообразования в порядке, установленном законодательством.
В статье 100 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Узбекистан установлены основные требования по общему образованию осужденных к лишению свободы.

IV. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 25. Компетенция Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования

К компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан в области образования относятся:
осуществление единой государственной политики в области образования;
руководство органами государственного управления образованием;
разработка и реализация программ развития образования;
установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
определение порядка аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических и научных кадров;
См. Положение о порядке проведения государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2006 года № 21,Положение об аттестации руководящих и педагогических кадров и о порядке присвоения им квалификационных категорий (рег. № 1540 от 18.01.2006 г.) и Положение о порядке проведения аттестации и присвоения квалификационных категорий преподавателям и мастерам производственного обучения средних специальных, профессиональных образовательных учреждений(рег. № 1847 от 29.08.2008 г.).
выдача разрешений на право занятия образовательной деятельностью образовательным учреждениям других государств на территории Республики Узбекистан;
определение порядка признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании в соответствии с законодательством;
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 25 июля 2000 г. № 283 утверждены Положение о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об образовании, выданных в зарубежных странах и Положение о порядке признания и нострификации (установления эквивалентности) документов об ученых степенях, выданных в зарубежных странах.
утверждение государственных образовательных стандартов;
См. Положение о государственных образовательных стандартах, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 г. № 5; постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 августа 1999 года № 390 «Об утверждении государственного образовательного стандарта общего среднего образования», от 16 октября 2000 года № 400 «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего специального, профессионального образования» и от 16 августа 2001 года № 343 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего образования».
утверждение документов об образовании государственного образца и установление порядка их выдачи;
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 1999 года № 282 «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 1999/2000 учебном году», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июня 2003 года № 235 «Об утверждении государственного образца свидетельства об общем среднем образовании».
установление количества государственных грантов и порядка приема в образовательные учреждения;
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июня 2010 года № 109 «О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по обеспечению охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в академических лицеях и профессиональных колледжах», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июня 2010 года № 118 «Об утверждении положений о порядке приема, перевода, восстановления и отстранения от учебы студентов в высших учебно-образовательных учреждениях», постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июня 2014 года № 141 «Об утверждении Положения о порядке отбора и правилах приема в высшие военные образовательные учреждения Республики Узбекистан», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 июля 2013 года № 206 «Об утверждении положения о порядке приема в магистратуру Ташкентского государственного юридического университета».
назначение ректоров государственных высших образовательных учреждений;
установление порядка перевода обучающихся из одного аккредитованного образовательного учреждения в другое;
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июня 2010 года № 118 «Об утверждении положений о порядке приема, перевода, восстановления и отстранения от учебы студентов в высших учебно-образовательных учреждениях», постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 29 декабрь 2012 года № 367 «Об усовершенствовании порядка перевода, восстановления и отчисления учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений», Положение о порядке перевода учащихся из класса в класс и из одного общего среднего образовательного учреждения в другое (рег. № 2684 от 17.06.2015 г.), Положение о порядке перевода учащихся с отклонениями в физическом или психическом развитии из одного специализированного образовательного учреждения в другое специализированное образовательное учреждение или в общеобразовательное учреждение для обучения в условиях инклюзивного (интегрированного) образования (рег. № 2685 от 17.06.2015 г.).
иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 26. Компетенция уполномоченных государственных
органов по управлению образованием

К компетенции уполномоченных государственных органов по управлению образованием относятся:
реализация единой государственной политики в области образования;
координация деятельности и осуществление методического руководства образовательными учреждениями;
обеспечение исполнения государственных образовательных стандартов, требований к уровню образования и качеству профессиональной подготовки специалистов;
внедрение в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения;
организация разработки и издания учебной и учебно-методической литературы;
утверждение положений об итоговой государственной аттестации обучающихся и об экстернате в образовательных учреждениях;
См. Положение об итоговой государственной аттестации получающих общее среднее образование (рег. № 1778 от 20.03.2008 г.), Положение о порядке проведения итоговой государственной аттестации в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях (рег. № 2011 от 06.10.2009 г.), Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Республике Узбекистан (рег. № 1963 от 05.06.2009 г.) и Положение об экстернате (рег. № 2670 от 11.05.2015 г.).
внесение предложений в Кабинет Министров Республики Узбекистан о назначении ректора государственного высшего образовательного учреждения;
организация подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических работников;
иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 27. Компетенции органов государственной
власти на местах в области образования

Органы государственной власти на местах:
обеспечивают соответствие деятельности образовательных учреждений потребностям социально-экономического развития регионов;
создают, реорганизуют и ликвидируют образовательные учреждения, за исключением находящихся в ведении республиканских органов, регистрируют их уставы;
в пределах своих полномочий устанавливают размеры финансирования и льготы для образовательных учреждений на своей территории;
обеспечивают соблюдение государственных требований к качеству и уровню образования, а также профессиональной деятельности педагогических работников;
выполняют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 28. Управление образовательным учреждением

Управление образовательным учреждением осуществляет его руководитель.
В образовательных учреждениях могут создаваться органы общественного управления, которые действуют в соответствии с законодательством.

Статья 29. Взаимоотношения органов государственного управления образованием с негосударственными образовательными учреждениями

Органы государственного управления образованием контролируют соблюдение законодательства об образовании в негосударственных образовательных учреждениях.
В случае нарушения негосударственными образовательными учреждениями законодательства об образовании аккредитовавшие органы вправе приостанавливать их деятельность в соответствии с законодательством.
См. Положение о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2004 года № 100 и Положение о порядке проведения государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Узбекистан, утвержденноепостановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 февраля 2006 года № 21.
Прием в негосударственные образовательные учреждения проводится в порядке и сроки, установленные для государственных учебных заведений.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 июня 2010 года № 109 «О дальнейшем совершенствовании нормативно-правовой базы по обеспечению охвата выпускников 9-х классов общеобразовательных школ обучением в академических лицеях и профессиональных колледжах» и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 июня 2010 года № 118 «Об утверждении положений о порядке приема, перевода, восстановления и отстранения от учебы студентов в высших учебно-образовательных учреждениях».

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 30. Обязанности родителей или законных представителей

Родители или законные представители несовершеннолетних детей обязаны защищать законные права и интересы ребенка и несут ответственность за их воспитание, получение ими дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального образования.

Статья 31. Финансирование образования

Финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Статья 32. Фонды развития образования

Фонды развития образования могут формироваться в установленном законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Статья 33. Международное сотрудничество

Образовательные учреждения участвуют в международном сотрудничестве по проблемам образования, имеют право устанавливать прямые связи с соответствующими учебными заведениями иностранных государств, создавать совместные с ними учебные заведения в порядке, установленном законодательством.

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства об образовании

Лица, виновные в нарушении законодательства об образовании, несут ответственность в установленном порядке.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.