Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
6 мая 1995 г.
№ 66-I

На государственном языке

 

О СТАТУСЕ ДЕПУТАТОВ В
РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

 

 (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 6, ст. 114; 1996 г., № 9, ст. 141; 1999 г., № 1, ст. 20; 2000 г., № 5-6, ст. 153)

 


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ
ОРГАНЕ ВЛАСТИ

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ
IV. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 1. Участие депутата в осуществлении
государственной власти

Статья 2. Возникновение и срок полномочий депутата
Статья 3. Сочетание  депутатской деятельности
с выполнением производственных
и служебных обязанностей

Статья 4. Взаимоотношения депутата с избирателями,
политическими партиями и органами,
выдвинувшими его кандидатом в
депутаты

Статья 5. Взаимоотношения депутата с соответствующим
представительным органом власти

Статья 6. Депутатская этика
Статья 7. Досрочное прекращение полномочий депутата
Статья  8. Права и обязанности депутата при
осуществлении им деятельности в представительном
органе власти

Статья 9. Право законодательной инициативы депутата
Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса

Статья 10. Гарантии реализации права законодательной 
инициативы депутата Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса

Статья 11. Право депутатов на объединение
в официальные фракции, блоки и депутатские группы

Статья 12. Депутатский запрос
Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний
депутатов, внесенных на сессии представительного
органа власти

Статья 14. Деятельность депутата в органах Олий Мажлиса,
Жокаргы Кенеса, областных, районных и городских Советов
народных депутатов

Статья 15. Права и обязанности депутата в связи с работой в
избирательном округе

Статья 16. Рассмотрение депутатом обращений граждан
Статья 17. Отчет депутата перед избирателями
Статья 18. Содействие депутату в проведении отчетов
и встреч с избирателями

Статья 19. Участие депутата в работе нижестоящих Советов
Статья 20. Право депутата требовать устранения нарушения
законности

Статья 21. Защита прав, чести и достоинства депутата
Статья 22. Право депутата на безотлагательный прием
должностными лицами

Статья 23. Обязанности должностных лиц по рассмотрению
обращений депутата

Статья 24. Обеспечение условий для осуществления депутатом
его полномочий

Статья 25. Право депутата на получение информации
и консультаций

Статья 26. Оказание депутату юридической помощи
Статья 27. Право депутата на бесплатный проезд
Статья 28. Гарантии трудовых прав депутатов
в Республике Узбекистан

Статья 29. Отпуск депутата Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Статья 30. Неприкосновенность депутата Олий Мажлиса,
Жокаргы Кенеса

Статья 31. Неприкосновенность депутата областного,
районного, городского Совета народных депутатов

Статья 32. Порядок получения согласия на привлечение
депутата к ответственности

Статья 33. Депутатское удостоверение
и нагрудный знак депутата

 

Настоящий Закон закрепляет статус депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, депутатов областных, районных и городских Советов народных депутатов, их важнейшие полномочия и гарантии депутатской деятельности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Участие депутата в осуществлении государственной власти

Осуществление Олий Мажлисом и Жокаргы Кенесом законодательной власти основывается на инициативном и активном участии депутатов в подготовке и принятии законодательных актов, в решении вопросов, отнесенных Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан к ведению высших государственных представительных органов.
Депутаты, участвуя в работе областных, районных и городских Советов, решают важнейшие вопросы экономического, социального и культурного развития территорий, контролируют исполнение на местах законов и решений вышестоящих органов государственной власти.
В своей деятельности депутат Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областного, районного, городского Совета народных депутатов выражает интересы своих избирателей, а также соответствующей политической партии, или соответствующего представительного органа власти, или органа самоуправления граждан, выдвинувших его кандидатом в депутаты.
Депутат строит свою работу в соответствии с законами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, а также на основе решений соответствующих Советов народных депутатов и предвыборных программ соответствующих политических партий.

Статья 2. Возникновение и срок полномочий депутата

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания соответственно в Олий Мажлис, Жокаргы Кенес, областной, районный или городской Совет народных депутатов.
 (часть вторая статьи 2 исключена Законом Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Полномочия депутата истекают в день избрания депутатов Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областных, районных и городских Советов народных депутатов нового созыва либо в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона.
Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

Статья 3. Сочетание депутатской деятельности с выполнением
производственных и служебных обязанностей

Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.
Депутаты вправе освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей для осуществления депутатской деятельности в соответствии с законодательством.
В соответствии со статей 165 Трудового кодекса Республики Узбекистан работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время выполнения государственных или общественных обязанностей (в частности, при выполнении депутатских обязанностей) и на время выполнения этих обязанностей за работником сохраняется средний заработок.
Депутаты Олий Мажлиса или Жокаргы Кенеса могут работать на постоянной основе соответственно в Олий Мажлисе, Жокаргы Кенесе. Порядок оформления перевода депутата на постоянную работу в Олий Мажлис или Жокаргы Кенес определяется соответствующим высшим представительным органом власти.
Депутаты, работающие в Олий Мажлисе и в Жокаргы Кенесе на постоянной основе, на период своих полномочий не могут занимать какую-либо иную оплачиваемую должность, заниматься предпринимательской деятельностью.
Депутатам, избранным в Олий Мажлис, Жокаргы Кенес, в установленном порядке возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью.
В соответствии с пунктом 4 Положения об обеспечении деятельности депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24 февраля 1995 года № 23-I, депутатам Олий Мажлиса ежемесячно выплачиваются средства на расходы, связанные с депутатской деятельностью, в пятикратном размере минимальной заработной платы, не облагаемые подоходным налогом.

Статья 4. Взаимоотношения депутата с избирателями, политическими партиями и органами, выдвинувшими его кандидатом в депутаты

Депутат поддерживает связь с политическими партиями, представительными органами власти, органами самоуправления граждан, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, выражает их интересы в соответствующем представительном органе власти.
Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном законом порядке.

Статья 5. Взаимоотношения депутата с соответствующим представительным органом власти

Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности соответствующего представительного органа власти, образуемых им комитетов, комиссий, несет ответственность перед этими органами.
Представительный орган власти вправе заслушать сообщение депутата о его работе, о выполнении принятых решений и данных ему поручений. В случае невыполнения депутатом своих обязанностей, нарушения им установленного порядка работы вопрос о поведении депутата может быть рассмотрен соответствующим представительным органом власти либо по его поручению другим органом или комиссией.
Хокимияты информируют депутатов о ходе выполнения программ экономического и социального развития, о мерах, принятых по их критическим замечаниям и предложениям, содействуют изучению депутатами законодательства, опыта работы представительных органов власти, общественного мнения и оказывают другую необходимую помощь в их работе.

Статья 6. Депутатская этика

Депутат в Республике Узбекистан должен строго соблюдать нормы этики. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам граждан, общества и государства.
В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата может быть рассмотрен соответствующим представительным органом власти либо по его поручению другим органом или комиссией.

Статья 7. Досрочное прекращение полномочий депутата

Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае:
сложения им полномочий;
избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий;
Для дополнительной информации см. часть четвертую ст. 3 настоящего Закона, ст. 66 Закона Республики Узбекистан «О судах», ст. 25 Закона Республики Узбекистан «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и ст. 23 Закона Республики Узбекистан «О выборах в областные, районные и городские советы народных депутатов».
вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
признания его судом недееспособным;
его отзыва;
утраты им гражданства Республики Узбекистан;
его смерти.
В исключительных случаях полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению соответствующего представительного органа власти. Основанием для рассмотрения такого вопроса может быть поведение, порочащее высокое звание депутата.
В случае невыполнения депутатом своих обязанностей перед органом (партией), выдвинувшим его кандидатом в депутаты, основанием для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата может служить также предложение этого органа (партии).
(часть вторая статьи 7 заменена частями второй и третьей в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 г., № 729-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 1, ст. 20)

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМ ОРГАНЕ ВЛАСТИ


Статья 8. Права и обязанности депутата при осуществлении им
деятельности в представительном органе власти

Депутат обязан присутствовать на сессиях соответствующего представительного органа власти, заседаниях комитетов и комиссий, в состав которых он избран, активно участвовать в их работе. В случае невозможности прибыть на сессию или заседание комитета, комиссии депутат сообщает об этом одному из руководителей соответствующего представительного органа власти или комитета, комиссии.
Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии соответствующего представительного органа власти.
Депутат не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию по рассматриваемым вопросам.
Депутат вправе:
избирать и быть избранным в органы соответственно Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областных, районных, городских Советов;
предлагать вопросы для рассмотрения соответствующим представительным органом;
вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;
вносить проекты решений и поправки к ним;
высказывать мнения по персональному составу создаваемых органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых соответствующим представительным органом власти;
участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчику и председательствующему;
выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;
вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного представительному органу;
предлагать к рассмотрению вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Узбекистан, выполнения решений соответствующего представительного органа;
знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и в установленном порядке с текстами выступлений, не подлежащих опубликованию.
Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложения и замечания для включения в стенограмму сессии.
Депутат выполняет и другие функции, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.
Порядок осуществления указанных прав определяется настоящим Законом и регламентом соответствующего представительного органа власти, другими законодательными актами.
Для дополнительной информации cм. Регламент Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденный постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 5 мая 1995 года № 49-I и Закон Республики Узбекистан «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

Статья 9. Право законодательной инициативы депутата Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса

Депутат Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса обладает правом законодательной инициативы в соответствующем высшем представительственном органе власти, которое может быть реализовано в форме постановки вопроса о необходимости разработки нового закона, внесения проектов новых законов, проектов законов об изменениях действующих законов, а также в форме предложений о внесении изменений в действующие законы.
Право законодательной инициативы осуществляется в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.
См. ст. 22 Закона Республики Узбекистан «О подготовке законодательных актов Республики Узбекистан».

Статья 10. Гарантии реализации права законодательной инициативы
депутата Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса

Право законодательной инициативы депутата Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса гарантируется обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании Олий Мажлиса и Жокаргы Кенеса с принятием одного из следующих решений: принятие закона; принятие решения о начале разработки нового законопроекта; направление предложенного законопроекта на доработку в соответствующие комитеты и комиссии; обоснованное отклонение законопроекта, предложения.

Статья 11. Право депутатов на объединение во фракции,
блоки и другие депутатские группы

Депутаты могут на основе их взаимного согласия объединяться во фракции, блоки и другие депутатские группы.
(статья 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)

Статья 12. Депутатский запрос

Депутатский запрос — заявляемое на сессии требование к государственным органам либо должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.
Депутат Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса на сессиях соответствующего высшего представительного органа имеет право обратиться с запросом соответственно к Председателю Олий Мажлиса и Правительству Республики Узбекистан, Председателю Жокаргы Кенеса и Совету Министров Республики Каракалпакстан, к министрам, к руководителям других государственных органов.
Депутат Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса в соответствии с законодательством может внести запрос к местным органам государственной власти и управления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций.
Депутат областного, районного, городского Совета имеет право обратиться с запросом к хокиму, заместителям хокима, к руководителям отделов и управлений хокимията, а также к руководителям, расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций.
Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устной форме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии представительного органа власти.
Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос обязаны дать устный или письменный ответ на запрос на сессии, но не позднее чем в трехдневный срок или иной срок, установленный соответствующим представительным органом власти. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается постановление.

Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний депутатов, внесенных на сессии представительного органа власти

Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии или переданные в письменной форме председательствующему на сессии, рассматриваются представительным органом власти, его комитетами или комиссиями либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным органам, органам общественных объединений и должностным лицам.
Государственные органы, органы общественных объединений, должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату и соответствующему представительному органу власти.
Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется Кенгашем Олий Мажлиса, Жокаргы Кенесом, соответствующими комиссиями и комитетами, Правительством, хокимиятами.
(часть третья статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)

Статья 14. Деятельность депутата в органах Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областных, районных и городских Советов народных депутатов

Депутат, входящий в состав комитета, комиссии или других органов, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений и в контроле за их выполнением.
Депутат, не согласный с решением соответствующего органа, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.
Депутат, избранный в состав комитета или комиссии, участвует в их работе с правом решающего голоса.
Депутат, не являющийся членом комитета или комиссии, может участвовать в их заседании с правом совещательного голоса.

III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 15. Права и обязанности депутата в связи с работой в избирательном округе

В целях осуществления своих полномочий в избирательном округе депутат имеет право:
участвовать при рассмотрении в организациях, подконтрольных соответствующему представительному органу власти, любых вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан в его избирательном округе;
проводить собрания с избирателями округа, встречи с трудовыми коллективами, органами самоуправления граждан, организациями политических партий.
Депутат имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, по телевидению и радио.
В своем избирательном округе депутат обязан:
регулярно информировать население о работе соответственно Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областных, районных и городских Советов народных депутатов;
участвовать в организации и контроле исполнения законов и решений представительных органов власти;
изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, сообщать о них в соответствующие органы государственной власти, вносить свои предложения при подготовке соответствующих законодательных актов и решений.
Депутат выполняет и другие функции, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

Статья 16. Рассмотрение депутатом обращений граждан

Депутат рассматривает в порядке, установленном законодательством, поступившие к нему предложения, заявления и жалобы избирателей, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению, регулярно ведет прием граждан в своем избирательном округе. Он вправе приглашать для участия в приеме граждан должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории соответствующего представительного органа власти.
Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и при необходимости вносит свои предложения в соответствующий представительный орган власти.
Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственных органах, предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории соответствующего представительного органа власти и принимать личное участие в их рассмотрении.

Статья 17. Отчет депутата перед избирателями

Депутат Олий Мажлиса и Жокаргы Кенеса периодически, но не реже одного раза в год, а депутат областного, районного, городского Совета — не реже двух раз в год обязан отчитываться перед избирателями о своей работе и информировать о работе представительного органа власти, в который он избран. Отчет депутата может быть проведен также по требованию избирателей.
Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей или на собраниях представителей данного избирательного округа. Собрание принимает по отчету депутата решение.
Местные органы государственной власти, соответствующие средства массовой информации обеспечивают освещение отчетов депутатов.

Статья 18. Содействие депутату в проведении отчетов и встреч с избирателями

Собрания избирателей для проведения отчетов депутатов и встреч с ними созываются соответствующими хокимиятами, органами самоуправления граждан.
Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями. По его просьбе исполнительные органы власти организуют выделение помещений, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями, приема депутатом граждан, направляют по приглашению депутата для участия в приемах и встречах своих ответственных представителей, а также принимают другие меры по оказанию депутату содействия в его работе на местах.
Справочные и информационные материалы, необходимые для отчетов и выступлений, представляются депутату по его просьбе соответствующими исполнительными органами власти.

Статья 19. Участие депутата в работе нижестоящих Советов

Депутат вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях нижестоящих Советов и их органов.

Статья 20. Право депутата требовать устранения нарушения законности

При нарушении прав и охраняемых законом интересов граждан или иных нарушениях законности депутат, как представитель государственной власти, вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях, обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом, или по его требованию — представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.
Должностные лица государственных органов, руководители органов самоуправления граждан и общественных объединений, администрация предприятий, учреждений и организаций, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости — для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер должностные лица несут ответственность в установленном законом порядке.
См. ст. 193 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

IV. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 21. Защита прав, чести и достоинства депутата

В Республике Узбекистан каждому депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищаются его права, честь и достоинство.
Лица, посягающие на честь и достоинство депутата, подлежат административной, уголовной или иной ответственности в соответствии с законом. Оскорбление депутата, а равно клевета в отношении его влекут ответственность, установленную законом.
См. ст. ст. 40 и 41 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. ст. 139 и 140Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Должностные лица, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, препятствующие его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающую гарантии депутатской деятельности, подлежат ответственности в соответствии с законодательством.
См. ст. 193 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.
Воздействие в какой бы то ни было форме на депутата с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу наказывается в установленном законом порядке.
См. ст. 198 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и ст. 219 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

Статья 22. Право депутата на безотлагательный прием должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности депутат Олий Мажлиса пользуется правом беспрепятственного, по предъявлению депутатского удостоверения, посещения на территории республики предприятий, учреждений и организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти и общественных объединений.
Депутат Жокаргы Кенеса пользуется указанным правом на территории Республики Каракалпакстан, а депутат областного, районного, городского Совета — на подведомственной соответствующему Совету территории.
Порядок посещения депутатами предприятий, учреждений, организаций, деятельность которых связана с государственной и иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом.

Статья 23. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений депутата

Депутат вправе обращаться во все государственные органы, органы самоуправления граждан и общественные объединения, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучении или проверке — не позднее чем в месячный срок.
Обращения депутатов по наиболее важным вопросам, в том числе о необходимости принятия, изменения или отмены решения соответствующего органа, подлежат обязательному рассмотрению. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.

Статья 24. Обеспечение условий для осуществления депутатом его полномочий

Должностные лица органов исполнительной власти обеспечивают условия для осуществления депутатом его полномочий.
Порядок обеспечения деятельности депутатов Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса определяется соответственно Олий Мажлисом, Жокаргы Кенесом.
См. Положение об обеспечении деятельности депутатов Олий Мажлиса Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 24 февраля 1995 года № 23-I.

Статья 25. Право депутата на получение информации и консультаций

Аппарат Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, хокимияты обеспечивают соответствующих депутатов документами, принятыми соответствующими представительными органами власти, содействуют обеспечению информационными и справочными материалами, организуют консультации специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

Статья 26. Оказание депутату юридической помощи

Хокимияты, администрация предприятий, организаций, научных, юридических учреждений, учебных заведений, правоохранительные органы оказывают депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.

Статья 27. Право депутата на бесплатный проезд

Депутат Олий Мажлиса на территории республики пользуется правом бесплатного проезда на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением такси и заказных рейсов других видов транспорта), а также правом внеочередного приобретения проездных документов.
Депутат Жокаргы Кенеса, областного, районного, городского Совета пользуется соответственно на территории Республики Каракалпакстан, области, района, города правом бесплатного проезда на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением такси и заказных рейсов других видов транспорта).
Части первая и вторая статьи 27 утратил силу в части бесплатного пользования городским пассажирским транспортом в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об упорядочении бесплатного пользования городским пассажирским транспортом».
Порядок и условия бесплатного проезда депутатов, порядок связанных с этим расчетов с транспортными организациями определяется соответственно Правительством Республики Узбекистан и Советом Министров Республики Каракалпакстан.

Статья 28. Гарантия трудовых прав депутата в
Республике Узбекистан

Время работы депутата в представительном органе власти засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, стаж работы по прежней специальности.

Статья 29. Отпуск депутата Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Депутату Олий Мажлиса Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен более продолжительный отпуск.

Статья 30. Неприкосновенность депутата Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса

Депутат Олий Мажлиса не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса, а в период между сессиями — без согласия Кенгаша Олий Мажлиса.
(часть первая статьи 30 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Депутат Жокаргы Кенеса на всей территории Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Жокаргы Кенеса, а в период между сессиями — без согласия Председателя Жокаргы Кенеса, с последующим внесением данного решения на утверждение Жокаргы Кенеса.
Уголовное дело в отношении депутата Олий Мажлиса может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан, а в отношении депутата Жокаргы Кенеса — Генеральным прокурором Республики Узбекистан или прокурором Республики Каракалпакстан.
Не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения депутата Олий Мажлиса и Жокаргы Кенеса.

Статья 31. Неприкосновенность депутата областного, районного,
городского Совета народных депутатов

Депутат областного, районного, городского Совета народных депутатов не может быть на соответствующей территории привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета, депутатом которого он является, а в период между сессиями — без согласия хокима или должностного лица, исполняющего обязанности хокима, с последующим утверждением этого решения соответствующим представительным органом власти.
Уголовное дело в отношении депутата областного и Ташкентского городского Совета может быть возбуждено прокурором соответствующей области, г. Ташкента или вышестоящим прокурором, а в отношении депутата районного, городского Совета — прокурором соответствующего района, города или вышестоящим прокурором.

Статья 32. Порядок получения согласия на привлечение депутата к ответственности

Для получения согласия Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса, областного, районного, городского Совета, а в период между сессиями Кенгаша Олий Мажлиса, Председателя Жокаргы Кенеса, соответствующего хокима на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий прокурор вносит представление. Оно может быть внесено и вышестоящим прокурором.
(часть первая статьи 32 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)
Представление вносится перед предъявлением депутату обвинения, или дачей санкции на арест, или направлением дела об административном правонарушении в суд.
Вышестоящий прокурор может отозвать представление о получении согласия на привлечение депутата к ответственности, внесенное нижестоящим прокурором.
Представление прокурора рассматривается не позднее чем в месячный срок. От прокурора могут запрашиваться и дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса, поставленного в представлении. О принятом решении соответствующий прокурор извещается в трехдневный срок. При наличии к тому оснований принятое ранее решение может быть пересмотрено. Депутат вправе участвовать в рассмотрении вопроса о его депутатской неприкосновенности.
При несогласии с решением представительного органа власти вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет, Жокаргы Кенес, Олий Мажлис с представлением об отмене решения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего представительного органа власти.
Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено соответствующим представительным органом власти в месячный срок, вышестоящий представительный орган власти по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.
Прокурор, вносивший представление, в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить представительному органу власти, давшему согласие на привлечение депутата к ответственности и его арест, о результатах расследования при рассмотрении дела.
Получение согласия на привлечение депутата областного, районного, городского Совета народных депутатов к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом на территории, не подведомственной Совету, в состав которого он избран.

Статья 33. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата

Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выдаются ему после регистрации в качестве депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.
(текст статьи 33 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 мая 2000 г., № 82-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2000 г., № 5-6, ст. 153)

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.