Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12 декабря 2002 г.
№ 436-II

На государственном языке

 

О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

 

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 12, ст. 217; 2003 г., № 9-10, ст. 149; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2008 г., № 37-38, ст. 362, № 50, ст. 491, 2009 г., № 52, ст. 553; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 6, ст. 262)


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
III. ПРИПИСКА ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ,
ПРИЗЫВ И ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

IV. ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
V. СЛУЖБА В РЕЗЕРВЕ
VI. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА
VII. ВОИНСКИЙ УЧЕТ
VIII. О ПРИЗЫВЕ ПО МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ
IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство о всеобщей
воинской обязанности и военной службе

Статья 3. Всеобщая воинская обязанность
Статья 4. Виды военной службы
Статья 5. Срочная военная служба
Статья 6. Военная служба в мобилизационном
призывном резерве

Статья 7. Военная служба по контракту
Статья 8. Служба резервистов, отслуживших
военную службу в Вооруженных Силах

Статья 9. Состав военнослужащих и военнообязанных
Воинские звания

Статья 10. Военные должности
Статья 11. Военная форма одежды
и знаки различия военнослужащих

Статья 12. Подготовка призывников к военной службе
Статья 13. Начальная допризывная подготовка
Статья 14. Подготовка призывников
по военно-техническим специальностям

Статья 15. Подготовка к поступлению
в военно-образовательные учреждения
и военной службе. Физическая подготовка.
Лечебно-оздоровительная работа.
Повышение уровня общеобразовательной подготовки.
Патриотическое воспитание призывников

Статья 16. Подготовка офицеров резерва
и запаса в высших образовательных учреждениях

Статья 17. Гарантии призывникам при подготовке
к военной службе

Статья 18. Приписка граждан к призывным участкам
Статьи 19. Призыв граждан на срочную военную службу
и службу в мобилизационном призывном резерве

Статья 20. Призывные комиссии
Статья 21. Отсрочка от призыва на срочную военную службу
и службу в мобилизационном призывном резерве

Статья 22. Освобождение от призыва на срочную военную службу
и от службы в мобилизационном призывном резерве

Статья 23. Призыв на военную службу офицеров запаса
Статья 24. Поступление на военную службу по контракту
Статья 25. Гарантии гражданам в связи с призывом
или поступлением на военную службу

Статья 26. Порядок прохождения военной службы
Статья 27. Начало и окончание военной службы
Статья 28. Военная служба курсантов и слушателей
военно-образовательных учреждений

Статья 29. Увольнение с военной службы
Статья 30. Предельный возраст нахождения в резерве.
Разряды резерва

Статья 31. Категории резерва
Статья 32. Прохождение военных сборов
Статья 33. Освобождение от прохождения военных сборов
Статья 34. Присвоение воинских званий
военнообязанным резерва

Статья 35. Военнообязанные, не прошедшие военную службу
Статья 36. Перевод военнообязанных в отставку
Статья 37. Понятие альтернативной службы
Статья 38. Призыв на альтернативную службу,
порядок ее прохождения

Статья 39. Военная подготовка служащих
альтернативной службы

Статья 40. Права и обязанности граждан, проходящих
альтернативную службу

Статья 41. Увольнение с альтернативной службы
Статья 42. Общие правила воинского учета
Статья 43. Виды воинского учета
Статья 44. Постановка на воинский учет и снятие с него
Статья 45. Обязанности государственных органов,
органов самоуправления граждан, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц,
военнообязанных и призывников по соблюдению
правил воинского учета

Статья 46. Призыв на военную службу по мобилизации
и в военное время

Статья 47. Материальное обеспечение граждан
в связи с призывом на военную службу по мобилизации
и в военное время

Статья 48. Увольнение по демобилизации
Статья 49. Военная подготовка граждан
на случай военной агрессии и чрезвычайных ситуаций

Статья 50. Финансовое и материальное обеспечение мер,
связанных с выполнением всеобщей воинской обязанности

Статья 51. Ответственность должностных лиц
и граждан за нарушение законодательства
о всеобщей воинской обязанности и военной службе

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с исполнением гражданами Республики Узбекистан всеобщей воинской обязанности и прохождением ими военной службы.

Статья 2. Законодательство о всеобщей воинской обязанности и военной службе

Законодательство о всеобщей воинской обязанности и военной службе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, базирующихся на Конституции Республики Узбекистан.

Статья 3. Всеобщая воинская обязанность

Всеобщая воинская обязанность заключается в обязательной военной подготовке граждан к защите Республики Узбекистан и устанавливается в целях обеспечения комплектования Вооруженных Сил Республики Узбекистан (далее — Вооруженные Силы) и подготовки их резерва.
Всеобщая воинская обязанность включает подготовку граждан к военной службе, призыв (поступление) на военную службу, прохождение военной службы по призыву или по контракту, службу в резерве, альтернативную службу, соблюдение правил воинского учета, мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях или и случае военной агрессии против Республики Узбекистан.
В соответствии с настоящим Законом граждане Республики Узбекистан именуются:
призывники — лица, подлежащие призыву на военную службу и приписанные к районным (городским) призывным участкам;
военнослужащие — лица, состоящие на действительной военной службе;
военнообязанные — лица, состоящие в резерве и запасе Вооруженных Сил;
невоеннообязанные — лица, не принятые на воинский учет по различным причинам или исключенные с воинского учета, в том числе находящиеся в отставке.
Действительная военная служба — это военная служба в Вооруженных Силах по призыву или по контракту на должности рядового, сержантского и офицерского составов.
Всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Узбекистан.
Граждане, впервые призванные или добровольно (по контракту) поступившие на военную службу, принимают военную присягу на верность народу и Президенту Республики Узбекистан.
Военнообязанные, не принимавшие ранее военной присяги, принимают ее, будучи привлеченными на военные сборы или призванными по мобилизации.
См. предыдущую редакцию.
Гражданам Республики Узбекистан запрещается поступление на военную службу, на службу в органы безопасности, полиции, военной юстиции или иные подобные органы иностранных государств.
(часть восьмая статьи 3 дополнена Законом Республики Узбекистан от 30 августа 2003 г., № 535-II — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)

Статья 4. Виды военной службы

Военная служба — особый вид государственной службы по выполнению гражданами Республики Узбекистан всеобщей воинской обязанности в Вооруженных Силах.
Устанавливаются следующие виды военной службы:
срочная военная служба;
военная служба в мобилизационном призывном резерве;
военная служба по контракту;
служба резервистов, отслуживших военную службу в Вооруженных Силах Республики Узбекистан.
В мирное время на срочную военную службу на должностях рядового и сержантского составов, а также на службу в мобилизационном призывном резерве призываются граждане мужского пола в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, годные по состоянию здоровья к прохождению военной службы в Вооруженных Силах.

Статья 5. Срочная военная служба

Срочная военная служба — обязательная служба в Вооруженных Силах на должностях рядового и сержантского составов граждан призывного возраста, а также офицеров, ранее не проходивших военную службу, в течение установленного законодательством срока.
Сроки срочной военной службы в календарном исчислении устанавливаются:
для военнослужащих, проходящих срочную военную службу на должностях рядового и сержантского составов — двенадцать месяцев (для лиц, имеющих высшее образование — девять месяцев);
для офицеров, проходящих срочную военную службу по призыву на должностях офицерского состава — девять месяцев.
Порядок прохождения срочной военной службы определяется законодательством.

Статья 6. Военная служба в мобилизационном призывном резерве

Лица, годные к несению срочной военной службы и не имеющие права на отсрочку и освобождение от нее, но не призываемые на очередной срок в Вооруженные Силы, подлежат зачислению в мобилизационный призывной резерв.
См. предыдущую редакцию.
Служба в мобилизационном призывном резерве организуется по территориальному принципу в виде месячных сборов и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства финансов Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
Указанные лица зачисляются на службу в мобилизационный призывной резерв до достижения ими двадцати семи лет и могут привлекаться к ежегодным военным сборам, а в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан призываются на действительную военную службу.
По достижении двадцатисемилетнего возраста граждане, прошедшие службу в мобилизационном призывном резерве, зачисляются в состав резерва Вооруженных Сил.
См. предыдущую редакцию.
Размер денежных взносов и порядок их внесения лицами, зачисленными на службу в мобилизационный призывной резерв, определяются отдельным положением, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан. Указанные средства направляются в целевом порядке на повышение денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной военной службы, а также на проведение военных сборов лиц, зачисляемых на службу в мобилизационный призывной резерв.
(часть пятая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
См.: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 г. № 104 «О дополнительных мерах по организации службы граждан Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве».
См. предыдущую редакцию.
Порядок организации и прохождения службы в мобилизационном призывном резерве определяется Положением о порядке прохождения службы гражданами Республики Узбекистан в мобилизационном призывном резерве, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
(часть шестая статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38— Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)

Статья 7. Военная служба по контракту

Военная служба по контракту — вид военной службы, исполняемой гражданами, поступившими на действительную военную службу в Вооруженные Силы на добровольной основе в соответствии с контрактом, заключаемым с государством в лице министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Граждане, избравшие военную службу в качестве профессии, проходят военную службу по контракту на должностях рядового, сержантского и офицерского составов.
Сроки и основные условия прохождения военной службы устанавливаются в контракте. При этом первоначальный контракт о прохождении службы на должностях рядового и сержантского составов заключается на срок три года, на должностях офицерского состава — на пять лет.
С курсантами высших военно-образовательных учреждений на срок обучения заключаются контракты с условием последующего обязательного прохождения ими военной службы на должностях офицерского состава не менее пяти лет.
По окончании срока военной службы, предусмотренного контрактом, по согласованию сторон срок службы может быть продлен с заключением нового контракта. Порядок и сроки прохождения военной службы по контракту определяются Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.

Статья 8. Служба резервистов, отслуживших военную службу в Вооруженных Силах

Служба резервистов — вид военной службы, устанавливаемый на основе всеобщей воинской обязанности для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, прошедших действительную военную службу, а также службу в мобилизационном призывном резерве, в целях комплектования соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также развертывания формирований военного времени.
Военнообязанные, проходящие службу в качестве резервистов, в мирное время могут привлекаться к прохождению военных сборов по военной подготовке, организуемых, как правило, по территориальному принципу на базе войсковых частей, с целью поддержания боевой готовности войск, сохранения и совершенствования навыков резервистов, необходимых для выполнения обязанностей по военно-учетной специальности в мирное и военное время.
Сроки прохождения военных сборов определяются статьей 32 настоящего Закона.
Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы военной агрессии против Республики Узбекистан и безопасности страны, при ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций в соответствии с указом Президента Республики Узбекистан.
Порядок прохождения службы резервистами Вооруженных Сил определяется законодательством.
См.: Закон Республики Узбекистан «О службе в резерве Вооруженных сил Республики Узбекистан».

Статья 9. Состав военнослужащих и военнообязанных. Воинские звания

Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой, сержантский и офицерский составы.
Офицерский состав подразделяется на младший, старший и генеральский.
Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается соответствующее воинское звание. Воинские звания в Вооруженных Силах делятся на войсковые и корабельного состава.
В Вооруженных Силах устанавливаются следующие воинские звания:


Войсковые

Корабельного состава

I. Рядовой состав

рядовой

матрос

II. Сержантский состав

младший сержант

старшина 2 статьи

сержант

старшина 1 статьи

старший сержант

главный старшина

III. Офицерский состав

Младший офицерский состав

лейтенант

лейтенант

старший лейтенант

 

капитан

капитан-лейтенант

Старший офицерский состав

майор

капитан 3 ранга

подполковник

капитан 2 ранга

полковник

капитан 1 ранга

Генеральский состав

генерал-майор

 

генерал-лейтенант

 

генерал-полковник

 

генерал армии

 

Высшим воинским званием в Вооруженных Силах является генерал армии, которое присваивается (в военное время) Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Республики Узбекистан, а также министру обороны Республики Узбекистан.
К воинскому званию военнослужащего и военнообязанного, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы».
К воинскому званию граждан, находящихся в резерве, запасе или отставке, добавляются соответственно слова «резерва», «запаса» или «в отставке».
Присвоение и лишение воинского звания, а также понижение и восстановление в воинском звании осуществляется в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
За серьезные нарушения воинского долга, злоупотребления властью, невыполнение возложенных законами и воинскими уставами требований и обязанностей в чрезвычайных ситуациях лица старшего офицерского и генеральского состава могут быть понижены в воинском звании по решению Президента Республики Узбекистан — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Узбекистан.
(часть девятая статьи 9 дополнена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Лишение воинского звания офицерского состава возможно только по решению суда при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Статья 10. Военные должности

Военные должности (штатные должности, подлежащие замещению военнослужащими) и соответствующие им воинские звания предусматриваются в штатах воинских частей, органов управления, учреждений министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Военные должности подразделяются на должности рядового, сержантского и офицерского составов.
Назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил осуществляется Президентом Республики Узбекистан.
Порядок назначения и освобождения военнослужащих от должности, а также их перемещения по службе определяется Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Военнослужащие могут быть откомандированы в органы государственной власти и управления, иные организации для выполнения работ государственно- правового и оборонного характера с оставлением на военной службе, а также с сохранением гарантий и льгот, установленных для военнослужащих, в порядке, определяемом законодательством.

Статья 11. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих

Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих утверждаются Президентом Республики Узбекистан.
Военнослужащие, а также военнообязанные на военных сборах носят военную форму со знаками различия по воинскому званию и роду войск.
Правила ношения военной формы одежды устанавливаются Министерством обороны Республики Узбекистан.
Ношение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих гражданами, не имеющими на это право, запрещается.

II. ПОДГОТОВКА ГРАЖДАН К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Статья 12. Подготовка призывников к военной службе

С призывниками проводится подготовка к военной службе, которая включает:
начальную допризывную подготовку;
подготовку призывников по военно-техническим специальностям;
подготовку к поступлению в военно- образовательные учреждения;
физическую подготовку, лечебно-оздоровительную работу;
общеобразовательную подготовку;
патриотическое воспитание.
Подготовка призывников к военной службе проводится под общим руководством Кабинета Министров Республики Узбекистан. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, районов, городов осуществляют финансирование и материально-техническое обеспечение, создают учебно-материальную базу и несут ответственность за организацию подготовки призывников к военной службе.
Контроль за организацией, проведением и результатами подготовки призывников к военной службе, методическое обеспечение начальной допризывной подготовки осуществляются Министерством обороны Республики Узбекистан, а также министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

Статья 13. Начальная допризывная подготовка

Начальная допризывная подготовка, включая подготовку по гражданской защите, является обязательным предметом учебной программы и проводится в общеобразовательных школах, средних специальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, начиная с предвыпускного курса или класса, преподавателями допризывной подготовки.
Призывники, имеющие низкую допризывную подготовку, перед призывом могут проходить ее дополнительно в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях, которые создаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов и городов.

Статья 14. Подготовка призывников по военно-техническим специальностям

Подготовка призывников по военно-техническим специальностям осуществляется в учебных учреждениях Организации содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар».
Призывники, обучающиеся в средних специальных и средних профессиональных образовательных учреждениях по профилям, родственным военно-учетным специальностям, проходят подготовку по военно-техническим специальностям непосредственно в этих учреждениях.
К подготовке по военно-техническим специальностям в учебных учреждениях Организации содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар» привлекаются призывники, достигшие семнадцатилетнего возраста, годные по состоянию здоровья к военной службе и подлежащие призыву на военную службу после окончания подготовки.
Посещение занятий гражданами, привлекаемыми для прохождения подготовки по военно-техническим специальностям, является обязательным.
Количество призывников, подлежащих подготовке по военно-техническим специальностям, а также программы их подготовки утверждаются Министерством обороны Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами.
См. Положение о порядке подготовки призывников, подлежащих подготовке по военно-техническим специальностям (рег. № 2575 от 16.04.2014 г.).
Финансирование подготовки призывников по военно-техническим специальностям в учебных учреждениях Организации содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар» осуществляется через его Центральный Совет за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством.

Статья 15. Подготовка к поступлению в военно-образовательные учреждения и военной службе. Физическая подготовка. Лечебно-оздоровительная работа. Повышение уровня общеобразовательной подготовки. Патриотическое воспитание призывников

Граждане, изъявившие желание поступить в высшие военно-образовательные учреждения, проходят подготовку в военных лицеях, общеобразовательных школах, средних специальных и средних профессиональных образовательных учреждениях, в учебных учреждениях Организации содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар» или готовятся самостоятельно.
Физическая подготовка призывников осуществляется в рамках учебных программ образовательных учреждений, а также в спортивных обществах и клубах, лечебных учреждениях, оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.
Лечебно-оздоровительная работа с призывниками организуется и проводится по месту их жительства, учебы или работы органами здравоохранения в лечебных, лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждениях с созданием в них подростковых кабинетов.
Медицинское освидетельствование юношей пятнадцати и шестнадцатилетнего возраста проводится ежегодно врачами-специалистами, привлекаемыми органами по делам обороны к медицинскому освидетельствованию призывников.
Органы народного образования обязаны предпринимать необходимые меры по повышению уровня общеобразовательной подготовки призывников.
Патриотическое воспитание молодежи осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан и образовательными учреждениями. В патриотическом воспитании молодежи могут принимать участие общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации.

Статья 16. Подготовка офицеров резерва и запаса в высших образовательных учреждениях

Подготовка офицеров резерва и запаса из числа студентов высших образовательных учреждений осуществляется в создаваемых в них учебных подразделениях военной подготовки (военные кафедры, циклы и факультеты).
Военную подготовку проходят студенты мужского пола очной формы обучения высших образовательных учреждений, а также студенты медицинских высших образовательных учреждений независимо от пола.
К военной подготовке привлекаются студенты в возрасте до двадцати семи лет, годные к военной службе по состоянию здоровья.
Зачисление студентов для прохождения военной подготовки проводится добровольно на основе их личных заявлений. Студенты, отслужившие военную службу, также могут проходить военную подготовку по программе обучения офицеров резерва и запаса.
Студенты, прошедшие военную подготовку в учебных подразделениях высших образовательных учреждений, усвоившие программу обучения и сдавшие установленные государственные экзамены, после присвоения им звания «лейтенант» подлежат призыву на действительную военную службу либо зачисляются в резерв или запас.
См. предыдущую редакцию.
Студенты, не прошедшие обучение в учебных подразделениях военной подготовки высших образовательных учреждений, после окончания образовательного учреждения призываются для прохождения срочной военной службы в соответствии с настоящим Законом.
Разработка и утверждение программ подготовки офицеров возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан совместно с министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся высшие образовательные учреждения.
Профиль учебных подразделений военной подготовки в высших образовательных учреждениях, перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка офицеров резерва и запаса, определяется Министерством обороны Республики Узбекистан и утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Министерства, государственные комитеты и ведомства, имеющие высшие образовательные учреждения, на базе которых созданы учебные подразделения военной подготовки, осуществляют их целевое финансирование и создают при содействии Министерства обороны Республики Узбекистан необходимую учебно-материальную базу.
Министерство обороны Республики Узбекистан осуществляет контроль за военной подготовкой студентов, подбор и назначение офицеров на должности начальников учебных подразделений военной подготовки и их заместителей по согласованию с министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся высшие образовательные учреждения. Назначение военнослужащих на преподавательские и иные должности в учебных подразделениях военной подготовки осуществляется Министерством обороны Республики Узбекистан по согласованию с ректорами высших образовательных учреждений.
На военнослужащих, назначенных на военные должности в учебных подразделениях военной подготовки, распространяются гарантии и льготы, определенные для военнослужащих, находящихся на военной службе.
(части шестая — одиннадцатая статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)

Статья 17. Гарантии призывникам при подготовке к военной службе

За призывниками, проходящими подготовку по военно-техническим специальностям в учебных учреждениях Организации содействия обороне Республики Узбекистан «Ватанпарвар» с отрывом от производства, на все время подготовки, включая время проезда к месту учебы (сборов) и обратно, сохраняется место работы и занимаемая должность, а также средний заработок.
Расходы по найму жилья на период обучения (сборов) призывников возмещаются, а стоимость проезда к месту учебы (сборов) и обратно (если это связано с выездом в другой населенный пункт) и средний заработок выплачиваются призывникам по месту основной работы. Неработающим призывникам эти расходы, а также пособие в размере одной минимальной заработной платы, установленной законодательством, возмещаются (выплачиваются) соответствующими хокимиятами.

III. ПРИПИСКА ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВ
И ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ


Статья 18. Приписка граждан к призывным участкам

Приписка граждан к призывным участкам проводится с целью постановки юношей на воинский учет, определения их количества, степени годности к военной службе, общеобразовательного уровня и физической подготовки.
Приписка граждан осуществляется на призывных участках, создаваемых при органах по делам обороны районов (городов), и проводится по месту жительства приписываемых.
См. предыдущую редакцию.
Приписка граждан к призывным участкам осуществляется в апреле — июне года достижения ими шестнадцатилетнего возраста.
(часть третья статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2008 года № ЗРУ-187 — СЗ РУ, 2008 г., № 50, ст. 491)
Для приписки к призывному участку граждане обязаны прибыть в органы по делам обороны в срок, установленный в повестке, и предъявить необходимые документы.
Для проведения приписки граждан к призывным участкам в районах (городах) создаются соответствующие комиссии, в состав которых включаются представители органов по делам обороны, врачи-специалисты.
Медицинское освидетельствование граждан, приписываемых к призывным участкам, проводится врачами различных профилей, в том числе хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а при необходимости — врачами других специальностей.
Предприятия, учреждения, организации, органы самоуправления граждан, на которые возложено ведение учета военнообязанных и призывников, ежегодно в сроки, установленные Министерством обороны Республики Узбекистан, подают в соответствующие районные (городские) органы по делам обороны списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам.
Призывникам выдается приписное удостоверение, разъясняются права и обязанности, порядок воинского учета и подготовки к военной службе. С момента приписки граждане ставятся на воинский учет.

Статьи 19. Призыв граждан на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве

См. предыдущую редакцию.
Призыв граждан на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве проводится на основании постановления Президента Республики Узбекистан один раз в год — в феврале-марте.
(часть первая статьи 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2008 года № ЗРУ-187 — СЗ РУ, 2008 г., № 50, ст. 491)
Постановление Президента Республики Узбекистан публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за месяц до начала призыва.
После опубликования постановления Президента Республики Узбекистан призывники, в том числе находящиеся на временном учете, обязаны явиться на призывной пункт в срок, указанный в повестке. Граждане призывного возраста, не прошедшие срочную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве и не состоящие на воинском учете, а также призывники, временно уехавшие с постоянного места жительства в другую местность и не вставшие там на воинский учет, обязаны явиться в органы по делам обороны по месту жительства.
Руководители предприятий, учреждений, организаций и образовательных учреждений обязаны отзывать призывников из командировок и обеспечивать их своевременную явку на призывной участок.
Изменение места воинского учета призывниками, достигшими восемнадцатилетнего возраста и старше, допускается до опубликования постановления Президента Республики Узбекистан об очередном призыве.
После опубликования постановлений Президента Республики Узбекистан изменение призывниками места воинского учета возможно только в следующих случаях:
при переводе на работу в другую местность;
при переезде к новому месту жительства;
при поступлении в образовательное учреждение и выезде для продолжения образования.
(части первая — шестая статьи 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38— Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
Наличие оснований, указанных в части шестой настоящей статьи, должно быть подтверждено соответствующими документами, представленными в орган по делам обороны.
Уважительными причинами неявки граждан на призывные участки в сроки, установленные органами по делам обороны, являются:
болезнь гражданина, лишившая его возможности личной явки на призывной участок;
смерть или тяжелая болезнь близкого родственника (отец, мать, брат, сестра, жена, ребенок);
препятствия стихийного характера или другие обстоятельства, не зависящие от гражданина, лишившие его возможности лично явиться на призывной участок.
Причина неявки должна быть подтверждена соответствующими документами.
В мирное время призыву на срочную военную службу не подлежат лица:
получившие отсрочку и освобожденные от призыва в соответствии со статьями 21 и 22 настоящего Закона;
в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие либо уголовное дело рассматривается судом.

Статья 20. Призывные комиссии

Для проведения призыва граждан на военную и альтернативную службу в Республике Каракалпакстан, областях, городах и районах создаются призывные комиссии.
См. предыдущую редакцию.
Структура и порядок деятельности призывных комиссий определяются Президентом Республики Узбекистан. Персональный состав призывных комиссий определяется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов, с обязательным участием в их деятельности представителей органов по делам обороны и органов здравоохранения.
(часть вторая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
См.: постановление Кабинета Министров от 26 сентября 2002 г. № 333 «О повышении ответственности Министерства обороны, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов за организацию и проведение призыва на военную службу»
Председателями призывных комиссии на местах назначаются соответственно заместитель Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, заместители хокимов областей, городов и районов.
См. предыдущую редакцию.
Граждане, призывающиеся на военную и альтернативную службу, проходят обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах на мирное и военное время, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
В соответствии с результатами медицинского освидетельствования призывника, изучения его моральных и профессиональных качеств, а также материального и социального положения членов его семьи районная (городская) призывная комиссия выносит одно из следующих решений:
о годности к военной службе и призыве на военную службу с определением рода войск;
о годности к военной службе и определении на службу в мобилизационном призывном резерве;
о годности к военной службе и призыве на альтернативную службу;
о временной непригодности к военной службе по состоянию здоровья;
о предоставлении отсрочки или об освобождении от призыва на военную службу на основании статей 21 и 22настоящего Закона;
о негодности по состоянию здоровья к военной службе в мирное время, ограниченной годности в военное время и зачислении в запас;
о негодности к военной службе с исключением с воинского учета.
На призывные комиссии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента возлагается:
проверка правильности предоставления отсрочки или освобождения от призыва;
контроль за обоснованностью определения военно-профессионального назначения призывников с учетом их физической и общей подготовки, опыта, способностей, интересов и иных личных качеств;
рассмотрение жалоб граждан на решения районных (городских) призывных комиссий.
Организация контрольного медицинского освидетельствования лиц, призванных на военную службу и направленных в войска, а также лиц, заявивших о несогласии с результатами медицинского освидетельствования и решениями областных, районных (городских) призывных комиссий до их отправки в воинские части, осуществляется военно-врачебными комиссиями Министерства обороны Республики Узбекистан.
Призывные комиссии Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента имеют право рассматривать и отменять решения районных (городских) призывных комиссий.
Решения призывных комиссий Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, а также районов и городов могут быть обжалованы в суд.
Для дополнительной информации см. Положение о призывных комиссиях по призыву граждан на срочную военную и альтернативную службу, зачислению на службу в мобилизационный призывной резерв, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 октября 2009 года № 265.

Статья 21. Отсрочка от призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве

Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в мобилизационном призывном резерве предоставляется призывникам по решению районной (городской) призывной комиссии по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья, для продолжения образования.
Отсрочка от призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве по семейным обстоятельствам предоставляется призывникам:
1) имеющим нетрудоспособных родителей, если у родителей нет другого совершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Нетрудоспособность родителей определяется в соответствии с законодательством;
2) имеющим одиноких трудоспособных мать или отца с двумя или более детьми в возрасте до шестнадцати лет, которые не имеют другого совершеннолетнего трудоспособного сына;
3) имеющим на день призыва родного брата, проходящего срочную военную службу;
4) имеющим несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери;
5) имеющие жену — инвалида первой или второй группы и двух и более несовершеннолетних детей.
Лица, у которых призывник находится на иждивении в связи со смертью родителей, их длительной болезнью или по другим уважительным причинам на протяжении не менее пяти лет, приравниваются к родителям.
Отсрочка от призыва для продолжения образования предоставляется призывникам, обучающимся в общеобразовательных школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, а также студентам, обучающимся в высших образовательных учреждениях по очной форме обучения, до их окончания.
Лица, отчисленные из образовательных учреждений, теряют право на отсрочку.
Призывники, утратившие основания для получения отсрочки, а также лица, не имеющие права на отсрочку либо оснований для освобождения от призыва в соответствии с настоящим Законом и не призванные по различным причинам на срочную военную службу или на службу в мобилизационном призывном резерве, призываются при очередном призыве в Вооруженные Силы до достижения ими ко дню призыва двадцатисемилетнего возраста.

Статья 22. Освобождение от призыва на срочную военную службу и от службы в мобилизационном призывном резерве

От призыва на срочную военную службу и службу в мобилизационном призывном резерве в мирное время освобождаются призывники:
1) признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе;
2) у которых один из близких родственников (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы;
3) имеющие духовный сан в одной из зарегистрированных религиозных организаций.
Лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут быть призваны на военную службу с их согласия.
Не подлежат призыву на военную службу граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.

Статья 23. Призыв на военную службу офицеров запаса

Офицеры в возрасте до сорока лет, не прошедшие срочную военную службу, службу в мобилизационном призывном резерве или военную службу по контракту и не имеющие оснований для предоставления им отсрочки от призыва в соответствии со статьей 21 настоящего Закона, могут быть в мирное время призваны по приказу министра обороны Республики Узбекистан для прохождения срочной военной службы на должностях офицерского состава.

Статья 24. Поступление на военную службу по контракту

На военную службу в добровольном порядке (по контракту) поступают граждане, отвечающие требованиям военной службы:
военнообязанные и лица женского пола, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки по военно- учетной специальности, в возрасте до тридцати лет — на военную службу на должностях рядового состава;
военнообязанные рядового и сержантского состава в возрасте до сорока лет, ранее проходившие военную службу по контракту, а также военнообязанные, отслужившие срочную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве и имеющие соответствующую профессиональную подготовку по специальности, в возрасте до тридцати лет — на военную службу на должностях рядового и сержантского состава;
военнообязанные — женщины в возрасте до тридцати лет — на военную службу на должностях рядового и сержантского состава;
граждане в возрасте от семнадцати лет до двадцати одного года, включая тех, кому семнадцать лет исполняется в год зачисления на учебу, а также военнослужащие и военнообязанные, не имеющие воинских званий офицерского состава, в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти лет, изъявившие желание учиться в военно-образовательных учреждениях — на военную службу курсантов военно-образовательных учреждений;
офицеры резерва и запаса в возрасте до сорока лет — на военную службу на должностях офицерского состава.
Граждане, поступающие на военную службу по контракту, проходят обязательное медицинское освидетельствование.
Контракт о прохождении военной службы заключается гражданами с министерством, государственным комитетом и ведомством, в котором предусмотрена военная служба.
Порядок заключения контрактов, в том числе с курсантами высших военно-образовательных учреждений, а также порядок прохождения военной службы по контракту определяется Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.

Статья 25. Гарантии гражданам в связи с призывом или поступлением на военную службу

Гражданам, призванным или поступившим на военную службу, выплачивается по месту работы выходное пособие в соответствии с законодательством.
Граждане освобождаются от работы (учебы) на время, необходимое для выполнения обязанностей, связанных с постановкой на воинский учет, призывом или поступлением на военную службу, с сохранением за ними среднего заработка, стипендии по месту их работы (учебы).
Граждане, поступающие в высшие военные образовательные учреждения, освобождаются от работы на время, необходимое для сдачи вступительных экзаменов, с сохранением должности и среднего заработка по месту их работы.
За гражданами, направленными органами Министерства обороны Республики Узбекистан на диспансерное или стационарное обследование, на все время пребывания в медицинском учреждении сохраняются место работы, занимаемая должность средний заработок и возмещаются по месту работы (учебы) затраты и проезд к месту обследования и обратно. При определении на стационарное лечение по месту работы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в порядке, установленном законодательством.
Офицерам, поступившим на военную службу из резерва либо запаса в добровольном порядке (по контракту), в срок военной службы засчитывается учеба в высшем образовательном учреждении и стаж работы на должностях, соответствующих военно-учетной специальности.

IV. ПРОХОЖДЕНИЕ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 26. Порядок прохождения военной службы. Предельный возраст пребывания
на военной службе

Порядок прохождения гражданами Республики Узбекистан военной службы определяется настоящим Законом и Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается:
для рядовых (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту — сорок пять лет;
для младших офицеров — сорок три года;
для старших офицеров — сорок пять лет, полковников (капитанов I ранга) — пятьдесят лет;
для офицеров в воинском звании «генерал — майор», «генерал — лейтенант» — пятьдесят пять лет, «генерал — полковник» — шестьдесят лет.
Военнослужащим, имеющим ученые степени и ученые звания, а также высокую профессиональную подготовку, значительный опыт практической работы в занимаемой должности, годным по состоянию здоровья для прохождения военной службы, руководителями министерств, государственных комитетов и ведомств, в которых предусмотрена военная служба, срок службы может быть продлен до пяти лет сверх предельного возраста.

Статья 27. Начало и окончание военной службы

Началом военной службы считается:
для призывников и офицеров запаса, призванных на военную службу — день явки в орган по делам обороны для отправки в воинскую часть;
для поступивших на военную службу по контракту — день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для призывников, военнообязанных, поступивших в военно-образовательные учреждения, а также образовательные учреждения министерств, государственных комитетов и ведомств, обучение в которых приравнивается к военной службе — день зачисления в соответствующее образовательное учреждение.
Окончанием нахождения на военной службе считается день, с которого военнослужащий приказом командира воинской части исключен из списков ее личного состава в связи с увольнением в резерв или в отставку.
Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий:
находится на стационарном лечении;
находится в отпуске по беременности и родам (военнослужащие — женщины) или в отпуске по уходу за ребенком;
находится в плену, в положении заложника;
безвестно отсутствует — до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.

Статья 28. Военная служба курсантов и слушателей военно-образовательных учреждений

Граждане, обучающиеся в военно-образовательных учреждениях, а также образовательных учреждениях министерств, государственных комитетов и ведомств, обучение в которых приравнивается к военной службе, находятся на военной службе курсантов (слушателей) и называются курсантами, если они не имеют званий офицерского состава, и слушателями, если они имеют такие звания.
Гражданам, не имевшим воинского звания до поступления в военно-образовательное учреждение, при зачислении на обучение присваивается воинское звание «рядовой». Воинские звания, присвоенные до поступления в военно- образовательное учреждение, сохраняются.
Порядок прохождения военной службы курсантами (слушателями) определяется законодательством.
Курсанты, отчисленные из военно-образовательного учреждения, а также образовательного учреждения, обучение в котором приравнивается к военной службе, увольняются в резерв или отставку либо направляются в войсковые части для дальнейшего прохождения срочной военной службы, если они не выслужили установленные для срочной военной службы сроки.
Курсанты, не достигшие ко дню отчисления из образовательного учреждения призывного возраста, направляются в органы по делам обороны по месту жительства для постановки на воинский учет.

Статья 29. Увольнение с военной службы

Увольнение военнослужащего с действительной военной службы осуществляется по следующим основаниям:
1) по достижении установленного для военнослужащих предельного возраста пребывания на военной службе;
2) по истечении срока срочной военной службы;
3) по истечении срока контракта;
4) по сокращению штатов или в связи с другими организационно-штатными мероприятиями, в случае невозможности использования военнослужащего на службе;
5) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;
6) в связи с досрочным расторжением контракта по инициативе одной из сторон в соответствии с законодательством;
7) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения;
8) по служебному несоответствию;
9) в связи с утратой гражданства Республики Узбекистан;
10) в связи с лишением военнослужащего воинского звания;
См. предыдущую редакцию.
11) при вступлении в законную силу приговора суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
(пункт 11 части первой статьи 29 в редакции Закона Республики Узбекистан от 10 сентября 2008 года № 175 — СЗ РУ, 2008 г., № 37-38, ст. 362)
Увольнение военнослужащих с военной службы осуществляется должностными лицами, уполномоченными назначать их на соответствующие должности, согласно Положению о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.
Военнослужащие увольняются с военной службы в резерв, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в резерве или признанные негодными к военной службе, с исключением с воинского учета — в отставку.

V. СЛУЖБА В РЕЗЕРВЕ

Статья 30. Предельный возраст нахождения в резерве. Разряды резерва

Военнообязанные, находящиеся в резерве, по возрасту делятся на два разряда.


Состав

Состав

1 разряд

2 разряд

Рядовой и сержантский

до 35 лет

до 45 лет

Младший офицерский

до 35 лет

до 45 лет

Старший офицерский

до 45 лет

до 55 лет

Генеральский

до 50 лет

до 60 лет

Предельный возраст пребывания в резерве второго разряда является предельным возрастом пребывания на военной службе в резерве.
Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в резерве или признанные в установленном порядке негодными к военной службе в военное время по состоянию здоровья, исключаются органами по делам обороны с воинского учета и переводятся в отставку.

Статья 31. Категории резерва

Военнообязанные резерва Вооруженных Сил подразделяются на первую и вторую категории.
Резерв первой категории комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности из числа военнообязанных первого разряда, прошедших военную службу по призыву или по контракту и получивших в период ее прохождения военно-учетную специальность.
Резерв первой категории предназначен для комплектования боевых соединений и частей, подразделений боевого обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени.
Резерв второй категории комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности из числа военнообязанных второго разряда, прошедших военную службу по призыву или по контракту, а также военнообязанных, отслуживших в мобилизационном призывном резерве.
Резерв второй категории предназначен для комплектования частей и подразделений тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил до штатов военного времени, при возникновении чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против Республики Узбекистан — для развертывания формирований военного времени.
Лица, зачисленные в резерв, могут периодически направляться на медицинское освидетельствование.

Статья 32. Прохождение военных сборов

Военнообязанные за время нахождения в резерве привлекаются на военные сборы по планам мобилизационных мероприятий.
Вытекающие из условий военной службы права и обязанности военнообязанных, призванных на военные сборы, устанавливаются настоящим Законом.
Продолжительность военных сборов для военнообязанных, находящихся в резерве, ежегодно может составлять для резерва первой категории до тридцати суток, для резерва второй категории — до пятнадцати суток.
См. предыдущую редакцию.
На основании постановления Президента Республики Узбекистан военнообязанные резерва и запаса могут быть привлечены на военные сборы сроком до двух месяцев для предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу нормальной жизнедеятельности Республики Узбекистан.
Военнообязанные, привлеченные на военные сборы, обеспечиваются денежным и иными видами довольствия в порядке и размерах, устанавливаемых Президентом Республики Узбекистан. За ними на период военных сборов, включая время следования к месту их проведения и обратно, сохраняется место работы (должность) и средний заработок по месту работы. Трудовой договор с указанными лицами не может быть прекращен по инициативе работодателя в период со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных сборов, кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения и организации.
(часть вторая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
Если военнообязанный заболел во время военных сборов и продолжает болеть после их завершения, за ним сохраняется место работы (должность), а со дня окончания военных сборов вместо заработной платы выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством.
Военнообязанные в период прохождения военных сборов имеют право:
на бесплатный проезд железнодорожным и автомобильным (кроме такси) транспортом к месту проведения военных сборов и обратно;
на бесплатную пересылку писем, отправляемых воинскими частями;
на бесплатное медицинское обеспечение в военно-медицинских учреждениях.
В период прохождения военнообязанными военных сборов производится обязательное государственное страхование их жизни и здоровья. Порядок и условия обязательного государственного страхования военнообязанных устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Для подробной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 января 1994 года № 38 «О государственном обязательном страховании военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава» иПоложение о порядке проведения государственного обязательного страхования военнослужащих и военнообязанных, лиц рядового и начальствующего состава (рег. № 1266 от 29.08.2003 г.).
Порядок и продолжительность проведения военных сборов, количество призываемых военнообязанных определяется законодательством.

Статья 33. Освобождение от прохождения военных сборов

См. предыдущую редакцию.
От прохождения военных сборов освобождаются военнообязанные, забронированные за органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, определяемыми в перечне, утверждаемом Президентом Республики Узбекистан.
(текст статьи 33 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)

Статья 34. Присвоение воинских званий военнообязанным резерва

Военнообязанным, прошедшим учебные военные сборы и успешно сдавшим экзамены по программе обучения, могут быть присвоены очередные воинские звания до «подполковника резерва» включительно в порядке, устанавливаемом Положением о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан.

Статья 35. Военнообязанные, не прошедшие военную службу

Военнообязанные, освобожденные от призыва на срочную военную службу (кроме исключенных с воинского учета по состоянию здоровья) и от службы в мобилизационном призывном резерве, офицеры, не прошедшие военную службу, женщины, имеющие военно-учетную специальность, а также граждане, прошедшие альтернативную службу, определяются на воинский учет запаса.
Военнообязанные запаса привлекаются, в случае необходимости, к мероприятиям по мобилизации и развертыванию Вооруженных Сил, защите населения в чрезвычайных ситуациях или в случае военной агрессии против Республики Узбекистан.
Предельный возраст нахождения военнообязанных в запасе определяется в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

Статья 36. Перевод военнообязанных в отставку

Военнообязанные, достигшие предельного возраста пребывания в резерве и запасе или признанные в установленном порядке негодными к военной службе в военное время по состоянию здоровья, переводятся органами по делам обороны в отставку и исключаются с воинского учета.

VI. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СЛУЖБА

Статья 37. Понятие альтернативной службы

Альтернативная служба — вид исполнения гражданами всеобщей воинской обязанности взамен военной службы по призыву, связанный с выполнением малоквалифицированных (подсобных) работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Право на альтернативную службу имеют граждане в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет, состоящие на воинском учете и подлежащие призыву, в случае, если они состоят в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и службу в Вооруженных Силах.
Срок альтернативной службы — двадцать четыре месяца, а для граждан, имеющих высшее образование, — восемнадцать месяцев.

Статья 38. Призыв на альтернативную службу, порядок ее прохождения

См. предыдущую редакцию.
Призыв граждан на альтернативную службу осуществляется в порядке, установленном для призываемых на срочную военную службу, а его организация и проведение возлагаются на районные (городские) призывные комиссии и хокимияты.
Граждане проходят альтернативную службу на предприятиях, в учреждениях и организациях по месту жительства или в других регионах страны. Перечень указанных предприятий, учреждений и организаций, а также виды работ и профессий, которыми могут заниматься служащие альтернативной службы, определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается восемьдесят процентов заработной платы.
Суммы, удерживаемые из заработной платы граждан, проходящих альтернативную службу, переводятся в республиканский бюджет.
Руководство формированиями альтернативной службы в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте осуществляют органы по делам обороны.
Порядок организации и прохождения альтернативной службы определяется Президентом Республики Узбекистан.
(текст статьи 38 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 2003 года № 128 «Об утверждении Положения о порядке организации и прохождения альтернативной службы гражданами Республики Узбекистана».

Статья 39. Военная подготовка служащих альтернативной службы

Служащие альтернативной службы привлекаются на сборы (занятия) по военной подготовке, в ходе которых они приобретают военно-учетную специальность, не связанную с использованием, применением оружия, и принимают военную присягу. Программа военной подготовки определяется Министерством обороны Республики Узбекистан.
Граждане, уволенные с альтернативной службы, зачисляются в запас Вооруженных Сил.

Статья 40. Права и обязанности граждан, проходящих альтернативную службу

На граждан, проходящих альтернативную службу, распространяется трудовое законодательство. Срок альтернативной службы засчитывается в трудовой стаж.
См. предыдущую редакцию.
Граждане, потерявшие трудоспособность, и семьи погибших при прохождении альтернативной службы, а также лица, находящиеся на их иждивении, имеют право на получение пособий и пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством, установленным для военнослужащих срочной военной службы.
(часть вторая статьи 40 в редакции Закона Республики Узбекистан от 22 декабря 2009 года № ЗРУ-238 — СЗ РУ, 2009 г., № 52, ст. 553)
Гражданин, проходящий альтернативную службу, обязан проходить ее в установленном месте, соблюдать требования, предусмотренные законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, действующими по месту работы, а также условия трудового договора (контракта).
Гражданин, проходящий альтернативную службу, не может занимать руководящие и выборные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на учебу в образовательные учреждения.
Граждане, проходящие альтернативную службу, при привлечении их на работу для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, выполняют специальные обязанности, вытекающие из сложившейся ситуации и определяемые на местах руководителями комиссий или штабов по ликвидации этих последствий.
Гражданин, проходящий альтернативную службу, имеет право на возвращение после увольнения с этой службы на прежнюю или равноценную работу (должность), а также в образовательное учреждение, где он учился до призыва.

Статья 41. Увольнение с альтернативной службы

См. предыдущую редакцию.
Увольнение граждан, выслуживших установленные сроки альтернативной службы, производится на основании постановления Президента Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 41 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
Досрочное увольнение с альтернативной службы может производиться в случае изменения в семейном положении гражданина, которое давало бы ему право на отсрочку или освобождение от призыва в соответствии с законодательством.
Решение о досрочном увольнении с альтернативной службы принимает Министерство обороны Республики Узбекистан.

VII. ВОИНСКИЙ УЧЕТ

Статья 42. Общие правила воинского учета

Военнообязанные и призывники подлежат воинскому учету. Воинский учет военнообязанных и призывников является общегосударственной системой учета и анализа призывных ресурсов, имеющихся в государстве и годных к военной службе. Функционирование системы учета обеспечивается органами министерств обороны и внутренних дел Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, районов, городов.
См. предыдущую редакцию.
Лица женского пола, имеющие медицинскую подготовку или подготовку по профессии, родственной соответствующей воинской специальности по перечню, определяемому Президентом Республики Узбекистан, ставятся на воинский учет. Они обязаны являться по вызову органов по делам обороны района, города для прохождения медицинского освидетельствования и выполнения правил воинского учета.
Порядок и организация воинского учета определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
(части вторая и третья статьи 42 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
См.: Положение о воинском учете граждан Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 4 марта 2003 года № 119 и Инструкции по организации и порядку ведения воинского учета граждан Республики Узбекистан (рег. № 1259 от 18.07.2003г.).

Статья 43. Виды воинского учета

Воинский учет военнообязанных и призывников ведется по месту их жительства, делится на общий и специальный учет.
На общем воинском учете состоят призывники, а также военнообязанные, которые не забронированы за органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени.
На специальном воинском учете состоят военнообязанные, которые забронированы за органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени.
Персональный учет военнообязанных и призывников осуществляется районными (городскими) органами по делам обороны, органами самоуправления граждан, а также предприятиями, учреждениями и организациями, образовательными учреждениями, где они работают или обучаются.

Статья 44. Постановка на воинский учет и снятие с него

Для постановки на воинский учет военнообязанные и лица, уволенные с военной службы, после прибытия к месту жительства обязаны в трехдневный срок явиться в соответствующие органы по делам обороны.
В случае изменения места жительства на срок более чем полтора месяца, убытия в служебную командировку, на учебу, в отпуск или на лечение на срок более трех месяцев военнообязанные и призывники должны сняться с воинского учета по месту жительства, а после прибытия к новому месту жительства (постоянному или временному) — в трехдневный срок встать на воинский учет.
В военное время запрещается выезд военнообязанных и призывников из мест постоянного жительства без разрешения начальника районного (городского) органа по делам обороны.
Для снятия с воинского учета и постановки на воинский учет в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, военнообязанные и призывники должны сдать в орган по делам обороны учетно-воинские документы. Военнообязанные и призывники, прибывающие в сельскую местность или выбывающие из нее, должны сдать учетно-воинские документы в соответствующий орган самоуправления граждан.
Снятию с воинского учета резерва и запаса подлежат лица, призванные или поступившие на военную службу.
Исключению с воинского учета подлежат граждане:
1) признанные врачебными комиссиями негодными к военной службе с исключением с воинского учета;
2) достигшие предельного возраста нахождения в резерве или запасе;
3) убывающие за границу на постоянное место жительство;
4) умершие или признанные в установленном Законом порядке безвестно отсутствующими.

Статья 45. Обязанности государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, военнообязанных и призывников по соблюдению правил воинского учета

Органы государственной власти и управления на местах, органы самоуправления граждан, руководители предприятий, учреждений, организаций и образовательных учреждений, на которые возложено ведение воинского учета, обязаны представлять по требованию органов по делам обороны необходимые сведения о лицах, находящихся на воинском учете, оповещать военнообязанных и призывников об их вызове и обеспечивать своевременную явку военнообязанных и призывников по этому вызову.
Органы внутренних дел обязаны:
осуществлять выдачу паспортов призывникам, прописку и выписку военнообязанных и призывников по месту жительства только при наличии в их учетно-воинских документах отметок органов по делам обороны о принятии на воинский учет или снятии с него;
оказывать органам по делам обороны помощь и содействие в принятии юношей на воинский учет, проведении призыва граждан на военную службу (сборы), в контроле за соблюдением правил воинского учета военнообязанными и призывниками и в выявлении лиц из числа военнообязанных и призывников, нарушающих установленные правила воинского учета;
организовывать розыск, задержание и доставку в органы по делам обороны лиц, уклоняющихся от выполнения всеобщей воинской обязанности.
Органы записи актов гражданского состояния обязаны в семидневный срок сообщать в районные (городские) органы по делам обороны об изменении военнообязанными и призывниками фамилии, имени, отчества, о внесении в записи актов гражданского состояния изменений о дате и месте их рождения, а также о случаях регистрации смерти военнообязанного или призывника.
Органы дознания и предварительного следствия обязаны в семидневный срок ставить в известность районные (городские) органы по делам обороны о призывниках и военнообязанных, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие, а суды — о рассматриваемых уголовных делах и вступивших в законную силу приговорах.
Военные удостоверения военнообязанных и удостоверения призывников, осужденных (в том числе условно) к лишению свободы, пересылаются судами в соответствующие органы по делам обороны.
Врачебно-трудовые экспертные комиссии обязаны в семидневный срок извещать соответствующие районные (городские) органы по делам обороны о военнообязанных и призывниках, признанных инвалидами, независимо от группы инвалидности.
Во время проведения призыва лечебные учреждения обязаны в трехдневный срок извещать соответствующие районные (городские) органы по делам обороны о гражданах призывного возраста, принятых на стационарное лечение.
Руководители жилищно-эксплуатационных органов и домовладельцы обязаны по требованию соответствующего органа по делам обороны и органа самоуправления граждан, на которые возложено ведение воинского учета, представлять домовые книги, карточки прописки, учетно-воинские и другие документы на военнообязанных и призывников, также оповещать их о вызове в органы по делам обороны.
Военнообязанные, призывники при изменении у них семейного положения, состояния здоровья, местожительства, образования, места работы и должности обязаны лично в семидневный срок сообщить об этом в органы, в которых состоят на воинском учете.

VIII. О ПРИЗЫВЕ ПО МОБИЛИЗАЦИИ И ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Статья 46. Призыв на военную службу по мобилизации и в военное время

Призыв граждан на воинскую службу по мобилизации и в военное время проводится на основании указов Президента Республики Узбекистан.
При объявлении мобилизации все граждане, находящиеся в это время на военной службе и на военных сборах, продолжают службу до отдельного распоряжения, а военнообязанные призываются на военную службу. Отпуска военнослужащим отменяются. Военнообязанные должны явиться в районный (городской) орган по делам обороны по месту прописки, военнослужащие — к месту прохождения службы. С объявлением мобилизации решения районных (городских) призывных комиссий о предоставлении гражданам призывного возраста отсрочки и освобождении от призыва отменяются. Дальнейшее применение отсрочки и освобождение от призыва возможно только по состоянию здоровья и при нахождении на специальном учете.
При объявлении мобилизации и в военное время могут быть призваны на военную службу военнообязанные и призывники в возрасте от восемнадцати лет до предельного возраста пребывания в резерве и запасе, установленного настоящим Законом, и женщины в возрасте от восемнадцати до сорока пяти лет, не находящиеся на воинском учете (кроме тех, кто имеет детей в возрасте до шестнадцати лет).
Призыв на военную службу по мобилизации и в военное время осуществляется исключительно органами по делам обороны.

Статья 47. Материальное обеспечение граждан в связи с призывом на военную службу по мобилизации и в военное время

С гражданами, призванными на военную службу по мобилизации и в военное время, проводится полный расчет по месту работы (службы). Им выплачивается заработная плата за фактически проработанное время, выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск.
За призванными на военную службу по мобилизации в военное время сохраняется жилая площадь, которую они занимали.
Государственное обеспечение семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации и в военное время, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 48. Увольнение по демобилизации

Увольнение по демобилизации производится на основе указа Президента Республики Узбекистан.
Расходы, связанные с увольнением военнослужащих по демобилизации, осуществляются за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 49. Военная подготовка граждан на случай военной агрессии и чрезвычайных ситуаций

См. предыдущую редакцию.
Военная подготовка граждан на случай военной агрессии против Республики Узбекистан или чрезвычайных ситуаций организуется по решению Президента Республики Узбекистан и осуществляется по месту их работы, учебы или жительства без отрыва от производства или учебы.
(часть первая статьи 49 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)
Организация и руководство военной подготовкой граждан возлагается на Министерство обороны Республики Узбекистан, Министерство по чрезвычайным ситуациям и органы государственной власти на местах.
Министерства, государственные комитеты и ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты, предприятия, учреждения и организации совместно с Министерством обороны Республики Узбекистан создают необходимую учебно-материальную базу, обеспечивают подбор и подготовку руководителей военной подготовки.
См. предыдущую редакцию.
Порядок проведения военной подготовки граждан и круг лиц, освобождаемых от нее, определяются Президентом Республики Узбекистан.
(часть четвертая статьи 49 в редакции Закона Республики Узбекистан от 26 июня 2006 года № ЗРУ-38 — Ведомости палат Олий Мажлиса, 2006 г., № 6, ст. 262)

Статья 50. Финансовое и материальное обеспечение мер, связанных
с выполнением всеобщей воинской обязанности

Финансовое и материальное обеспечение мер, связанных с выполнением всеобщей воинской обязанности и прохождением военной службы, производится за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и иных источников финансирования в соответствии с законодательством.
Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти и управления на местах для проведения медицинского освидетельствования граждан, их призыва на военную службу и отправки призванных в воинские части обязаны обеспечить органы по делам обороны оборудованием, средствами связи, призывными (сборными) пунктами, медикаментами, медицинским и хозяйственным имуществом, автомобильным транспортом, а также охрану общественного порядка.
Для полного и качественного выполнения планов проведения мобилизации в военное время министерства, государственные комитеты, ведомства, учреждения, предприятия, организации и образовательные учреждения по решению органов государственной власти и управления на местах в мирное время совместно с органами по делам обороны создают участки оповещения и сбора военнообязанных и техники, комплектуют их личным составом, без освобождения его членов от обязанностей по месту основной работы (службы).
За членами комиссии по приписке юношей к призывным участкам, призывных и врачебных комиссий при органах по делам обороны, врачами и средним медицинским персоналом, техническими работниками и лицами обслуживающего персонала, которые выделяются для работы на призывных участках и сборных пунктах, на все время выполнения ими установленных обязанностей сохраняется место работы, должность и средний заработок. Затраты на содержание медицинского персонала, привлекаемого к работе в указанных комиссиях, производятся за счет средств местных бюджетов.
Если выполнение своих обязанностей лицами, указанными в части четвертой настоящей статьи, связано с выездом из мест постоянного жительства, соответствующие хокимияты, по представлению органов по делам обороны, возмещают им затраты на проезд от места жительства к месту работы и обратно, по найму жилого помещения, выплачивают суточные по нормам, установленным для служебных командировок.

Статья 51. Ответственность должностных лиц и граждан за нарушение законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе

В случае уклонения от воинской службы граждане Республики Узбекистан привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Руководители, другие должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, граждане, виновные в нарушении законодательства о всеобщей воинской обязанности и военной службе, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.