Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
6 мая 1993 г.
№ 839-XII

На государственном языке

 

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

 

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 223; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102; 2001 г., № 5, ст. 89; 2002 г., № 1, ст. 20)

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА
РАЗДЕЛ III. ГАРАНТИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ
НА ОХРАНУ ТРУДА

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР И
КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

РАЗДЕЛ V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

 


Статья 1. Право граждан на охрану труда
Статья 2. Охрана труда
Статья 3. Законодательство об охране труда и сфера
действия закона

Статья 4. Государственная политика в области охраны труда
Статья 5. Государственное управление охраной труда
Статья 6. Участие общественных объединений в разработке и
принятии решений по проблемам охраны труда

Статья 7. Международные договоры по охране труда
Статья 8. Нормативное обеспечение охраны труда
Статья 9. Обеспечение требований охраны труда
при проектировании, строительстве и эксплуатации
предприятий и объектов, выпуске и ремонте средств
производства.

Статья 10. Подготовка специалистов по охране труда
Статья 11. Финансирование охраны труда
Статья 12. Обеспечение экономической заинтересованности
предприятий в создании и выпуске средств охраны труда

Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда
на предприятиях

Статья 14. Службы охраны труда
Статья 15. Социальное страхование работников от несчастных
случаев и профессиональных заболеваний

Статья 16. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу
Статья 17. Обязательные медицинские осмотры
Статья 18. Гарантии права на охрану труда в процессе
трудовой деятельности

Статья 19. Обучение и инструктирование работников по
охране труда

Статья 20. Право работников на информацию о состоянии
условий и охраны труда

Статья 21. Особенности регулирования отношений в области
охраны труда для отдельных категорий работников

Статья 22. Государственный надзор и контроль
за соблюдением законодательных и иных
нормативных актов по охране труда

Статья 23. Общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных нормативных актов
по охране труда

Статья 24. Права профессиональных союзов по защите права
работников на охрану труда

Статья 25. Ответственность предприятий за необеспечение
требований по охране труда

Статья 26. Экономическая ответственность предприятий
за выпуск и сбыт продукции производственного
назначения, не отвечающей требованиям охраны труда

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательных и иных
нормативных актов по охране труда

Статья 28. Материальная ответственность предприятий за ущерб
работникам, пострадавшим на производстве

Статья 29. Материальная ответственность предприятия в случае
смерти работника, наступившей в результате несчастного
случая на производстве

 

Настоящий Закон устанавливает единый порядок организации охраны труда независимо от способов производства, форм cобственности и направлен на обеспечение охраны здоровья и труда граждан.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на охрану труда

Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на охрану труда.

Статья 2. Охрана труда

Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Статья 3. Законодательство об охране труда и сфера действия закона

Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других нормативных актов.
Действие настоящего Закона распространяется на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями* различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями; членов кооперативов, студентов высших учебных заведений, учащихся средних специальных учебных заведений, и профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику, военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; граждан, проходящих альтернативную службу; лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях исправительно-трудовых учреждений или предприятиях, определяемых органами, ведующими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.
* В дальнейшем именуется «предприятие».

Статья 4. Государственная политика в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда основывается на принципах:
приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;
установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от форм собственности и хозяйствования;
обеспечения экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах;
осуществления надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда на предприятиях;
участия государства в финансировании охраны труда;
подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях;
стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих;
широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
бесплатного обеспечения работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием;
проведения налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;
обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирования населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;
всемерной поддержки деятельности профсоюзов и других общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;
международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Статья 5. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 6. Участие общественных объединений в разработке
и принятии решений по проблемам охраны труда

Предприятия, специалисты, граждане могут объединяться в общественные объединения для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Узбекистан об общественных объединениях.
Органы государственного и хозяйственного управления, органы надзора и контроля, а также предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку этим объединениям и учитывают разработанные ими положения и рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны труда.

Статья 7. Международные договоры по охране труда

При выполнении предприятиями и гражданами Республики Узбекистан работ на основе международных договоров и соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда в соответствии с настоящим Законом, законодательством Республики Узбекистан о труде, если не оговорено иное.
Особенности регулирования отношений в вопросах охраны труда для иностранных граждан, работающих на предприятиях Республики Узбекистан, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.

II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 8. Нормативное обеспечение охраны труда

Кабинет Министров Республики Узбекистан совместно с Советом Федерации профсоюзов Узбекистана устанавливают уровни требований, необходимые для обеспечения безопасности труда на производстве, путем разработки и принятия научно-обоснованных стандартов, правил и норм охраны труда, окружающей среды, а также разрабатывают по согласованию с профсоюзами и финансируют республиканские целевые программы по улучшению условий труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и контролируют их выполнение.
Министерства и ведомства по согласованию с соответствующими профсоюзными органами разрабатывают и финансируют отраслевые программы по улучшению условий труда.
Администрация предприятия, наниматель, собственник либо уполномоченный им орган управления* обеспечивает на предприятии выполнение требований стандартов, правил и норм по охране труда, а также обязательств, предусмотренных коллективным договором.
* В дальнейшем именуется «администрацией».
Работники предприятий обязаны соблюдать требования правил и норм по охране труда, установленные соответствующими законодательными и нормативными актами республики, коллективными договорами.

Статья 9. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов, выпуске и ремонте средств производства

Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка, выпуск, ремонт средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, эргономики, правил и норм по охране труда, не допускается.
Ни одно новое или реконструируемое предприятие, средства производства не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Предприятия, подлежащие регистрации в установленном порядке, обязаны представить предварительное разрешение соответствующих органов надзора и контроля Республики Узбекистан на право осуществлять свою деятельность. Порядок получения предприятием указанного разрешения определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Деятельность предприятий или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности труда и создающих угрозу здоровью или жизни работников, подлежит приостановке полномочными органами в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, до приведения их в соответствие с требованиями безопасности труда.
Запрещается применение на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и которые не прошли экспертизу в установленном порядке.

Статья 10. Подготовка специалистов по охране труда

Государство и предприятия в Республике Узбекистан обеспечивают подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов для работы в службах охраны труда предприятий.
Высшие и средние специальные учебные заведения должны организовать обязательное изучение студентами и учащимися курса по охране труда с учетом особенностей производства различных отраслей народного хозяйства.
Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие органы хозяйственного управления обеспечивают переквалификацию специалистов для работы в системе охраны труда.

Статья 11. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется государством, а также за счет добровольных взносов общественных объединений и предприятий независимо от форм собственности.
Бюджетные ассигнования на охрану труда (республиканские и местные), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских работ, выполнения государственных целевых программ по охране труда.
Каждое предприятие выделяет на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным договором. Работники предприятий не несут каких либо дополнительных расходов на эти цели.
Предприятия вправе создавать централизованные фонды по охране труда за счет прибыли (доходов) от их хозяйственной, коммерческой, внешнеэкономической и иной деятельности, а также других источников.
(второе предложение части четвертой статьи 11 исключено Законом Республики Узбекистан от 1 мая 1998 г., № 621-I — Ведомости Олий Мажлиса 1998 г., № 5-6, ст. 102)
Средства на охрану труда не могут быть использованы на иные цели.
Порядок образования и использования фондов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан с участием Совета федерации профсоюзов Узбекистана.
См. Положение о порядке образования на предприятиях, в организациях и учреждениях фонда по охране труда и использования его средств, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 ноября 2008 года № 245.

Статья 12. Обеспечение экономической заинтересованности
предприятий в создании и выпуске средств охраны труда

Подлежит льготному налогообложению часть прибыли предприятий, образуемая за счет издания литературы, плакатов, других средств пропаганды охраны труда, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии.

Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях

Условия труда на предприятии, на каждом рабочем месте должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.
Для дополнительной инофрмации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 сентября 2014 года № 263 «О дальнейшем совершенствовании мер по охране труда работников».
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятии, организация контроля за опасными и вредными производственными факторами и своевременное информирование трудовых коллективов о результатах контроля возлагается на администрацию.
На производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями, работникам выдаются бесплатно, по нормам, установленным органами государственного управления, специальная одежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие средства, молоко и другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание.
См. статью 217 Трудового кодекса Республики Узбекистан и раздел V Программы по пересмотру, разработке и введению правил и норм охраны труда, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 июля 2000 года № 267.
Взаимные обязательства администрации и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективным договором или соглашением.

Статья 14. Службы охраны труда

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие хозяйственные органы координируют работу по охране труда в соответствии с утверждаемыми ими положениями по согласованию с Центральным (республиканским) комитетом профсоюзов.
На предприятиях с численностью работающих 50 и более человек создаются службы (вводятся должности) по охране труда из числа лиц, имеющих специальную подготовку, а насчитывающих 50 и более транспортных средств, кроме того, создаются службы (вводятся должности) по безопасности дорожного движения. На предприятиях с меньшей численностью работающих и количеством транспортных средств выполнение функций службы по охране труда возлагается на одного из руководителей.
Службы охраны труда и безопасности дорожного движения работают по положениям, согласованным с профсоюзным комитетом, и по своему статусу приравниваются к основным службам предприятия и подчиняются его руководителю.
Специалисты служб охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками правил и норм по охране труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям предприятий о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательства об охране труда.
Специалисты служб охраны труда и безопасности дорожного движения не могут привлекаться к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям.
Службы охраны труда и безопасности дорожного движения ликвидируются только в случае прекращения деятельности предприятия.

Статья 15. Социальное страхование работников от
несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Работники предприятий подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Узбекистан.

РАЗДЕЛ III. ГАРАНТИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 16. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Условия трудового договора (соглашения) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию здоровья, запрещается.
При приеме работника на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация обязана предупредить его об этом.

Статья 17. Обязательные медицинские осмотры

Предприятие обязано организовывать проведение предварительных, при заключении трудового договора, и периодических в течение его действия, медицинских осмотров работников ряда профессий и производств в соответствии с порядком, установленным органами здравоохранения. Работники не вправе уклоняться от прохождения медицинских осмотров.
См. Положение о порядке проведения медицинского осмотра сотрудников (рег. № 2387 от 29.08.2012 г.).
При уклонении работников от прохождения осмотров или невыполнении ими рекомендаций, выдаваемых врачебными комиссиями по результатам проведенных обследований, администрация вправе не допускать их к работе.
Работник имеет право потребовать проведения внеочередного медицинского осмотра, если он полагает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.
На время проведения медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Статья 18. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности

Администрация обязана внедрять современные средства охраны труда и обеспечивать санитарно-гигиенические условия труда, предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.
При возникновении ситуации, создающей угрозу здоровью или жизни работника, он немедленно извещает об этом администрацию, которая обязана при ее подтверждении органами надзора и контроля приостановить работу и принять меры по устранению этой угрозы. В случае непринятия администрацией необходимых мер работник вправе, без каких-либо для него дисциплинарных взысканий, прекратить работу до устранения угрозы.
Администрация не имеет права требовать, чтобы работник возобновил работу, если по-прежнему сохраняется непосредственная серьезная опасность для его жизни и здоровья, подтвержденная инспекцией по охране труда и обязана выплатить работнику все материальные издержки за все время прекращения работы.
В случае нарушения администрацией законодательства об охране труда, подтвержденного органами надзора и контроля, трудовой договор может быть в любое время расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия.
При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания администрация на основании медицинского заключения должна перевести его на другую работу с сохранением средней месячной заработной платы на период переквалификации.

Статья 19. Обучение и инструктирование работников по охране труда

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ органами государственного надзора и контроля.
Для всех вновь поступающих, а также переводимых на другую работу работников администрация обязана проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию помощи пострадавшим от несчастных случаев.
Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по охране труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической переаттестацией.
Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда, запрещается.
Администрация обязана обеспечивать постоянное повышение квалификации работников по вопросам охраны труда.
Для подробной информации см. Типовое положение об организации обучения и проверки знаний по охране труда (рег. № 272 от 14.08.1996 г.).

Статья 20. Право работников на информацию о состоянии условий и охраны труда

Работники предприятия имеют право требовать, а администрация обязана предоставлять им информацию о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, полагающихся при этом средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях.

Статья 21. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников (женщин, молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью), а также работников, занятых на работе с тяжелыми и вредными условиями труда, устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.
Для подробной информации см. главу XIV Трудового кодекса Республики Узбекистан, и приложения №№ 4, 8 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 марта 1997 г. № 133.

РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 22. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда

Государственный надзор и контроль за повсеместным соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы, действующие в соответствии с положениями об этих органах, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Для дополнительной информации см. Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 февраля 2010 года № 10, Положениео Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 мая 2011 года № 131 и постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 февраля 2010 года № 29 «Об организационных мерах по совершенствованию деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде, занятости населения и охране труда».

Статья 23. Общественный контроль за соблюдением
законодательных и иных актов по охране труда

Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют трудовые коллективы и профсоюзные организации в лице избираемых ими уполномоченных по охране труда.
Уполномоченный по охране труда, прошедший специальную подготовку, имеет право беспрепятственно проводить проверки состояния охраны труда на рабочих местах, вносить предложения об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности лиц, виновных в них. Для выполнения своих обязанностей уполномоченному по охране труда еженедельно предоставляется в рабочее время не менее двух часов с оплатой в размере среднего заработка.
Для дополнительной информации см. Положение об уполномоченном по охране труда (рег. № 196 от 18.12.1995 г.).

Статья 24. Права профессиональных союзов по защите права работников на охрану труда

Профессиональные союзы защищают право работников на охрану труда в соответствии с законодательством.
Профсоюзы участвуют в разработке и согласовании в установленном порядке нормативных актов по охране труда.
Профсоюзы участвуют в работе государственных комиссий по испытаниям и приеме в эксплуатацию средств производства, в расследовании профессиональных заболеваний на производстве, заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
Профсоюзы по своей инициативе или по заявлениям работников могут обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту их права на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда.
(статья 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 г., № 320-II —Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 1, ст. 20)

РАЗДЕЛ V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 25. Ответственность предприятий за необеспечение требований по охране труда

За необеспечение требований по охране труда предприятия отчисляют средства на цели социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по повышенным тарифам, которые периодически пересматриваются в зависимости от состояния условий труда, опасности, вредности и тяжести выполняемых работ.
Основанием для пересмотра тарифов является заключение государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 мая 2001 г., № 220-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2001 г., № 5, ст. 89)

Статья 26. Экономическая ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям охраны труда

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный им ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Узбекистан.
Для подробной информации см. главу 57 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Продажа и реклама средств производства, средств индивидуальной и коллективной защиты, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным в Республике Узбекистан требованиям стандартов, правил и норм по охране труда, являются незаконными. Прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности, подлежит изъятию в бюджет в установленном порядке.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательных
и иных нормативных актов по охране труда

Должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного и общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
За нарушение законодательства о труде и охране труда должностные лица несут ответственность в соответствии состатьей 49 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, а также за нарушение правил охраны труда лицом, ответственным за их соблюдение несет ответственность в соответствии со статьей 257 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
За нарушение требований нормативных актов по охране труда другие работники предприятий привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статья 28. Материальная ответственность предприятий
за ущерб работникам, пострадавшим на производстве

Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность по вине администрации в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, предприятие выплачивает единовременное пособие и возмещает ущерб за причиненное повреждение здоровья в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Узбекистан.
Размер единовременного пособия определяется коллективным договором (соглашением) и должен быть не менее годового заработка пострадавшего.
Предприятие компенсирует пострадавшему работнику расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи, если он признан нуждающимся в них, а также обеспечивает профессиональную переподготовку и трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением или возмещает расходы на эти цели.
См. комментарий к статье 29 настоящего Закона.

Статья 29. Материальная ответственность предприятия в случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве

В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве, предприятие возмещает материальный ущерб лицам, имеющим на это право, в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Узбекистан, а также выплачивает им единовременное пособие, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. статьи 187—197 Трудового кодекса Республики Узбекистан и Правила возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года № 60.
Для дополнительной информации также см. Типовое положение об организации работ по охране труда (рег. № 273 от 14.08.1996 г.).

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.