Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
2 сентября 1993 г.
№ 913-XII

На государственном языке

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

 

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 9, ст. 320; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 241; 1999 г., № 1, ст. 20; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514; 2005 г., № 52, ст. 385; 2007 г., № 15, ст. 153, № 39, ст. 399; 2008 г., № 52, ст. 513; 2013 г., № 52, ст. 686; 2014 г., № 16, ст. 177, № 20, ст. 222; 2015 г., № 23, ст. 301)

 


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

ГЛАВА IV. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ГЛАВА V. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ
ГЛАВА VI. ПОЛНОМОЧИЯ КЕНГАША НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ХОКИМА
ГЛАВА VII. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЕНГАША НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ХОКИМА

 

Статья 1. Представительная и исполнительная власть на местах
Статья 2. Назначение и освобождение главы представительной
и исполнительной власти на местах

Статья 3. Законодательство Республики Узбекистан
о государственной власти на местах

Статья 4. Взаимоотношения представительных органов власти
и хокимов с органами самоуправления

Статья 5. Взаимоотношения Кенгашей народных депутатов,
хокимов с органами государственной власти и управления
других административно-территориальных образований
Республики Узбекистан

Статья 6. Акты Кенгаша народных депутатов и хокима
Статья 7. Формы собственности, составляющие экономическую
основу деятельности государственной власти на местах

Статья 8. Собственность области, района, города
Статья 8-1. Областные, районные, городские внебюджетные
фонды местных органов власти

Статья 9. Управление объектами собственности области,
района, города

Статья 10. Регулирование земельных отношений органами
государственной власти на местах

Статья 16. Избрание Кенгаша народных депутатов
Статья 17. Сессии Кенгаша народных депутатов
Статья 18. Регламент Кенгаша народных депутатов
Статья 19. Постоянные комиссии Кенгаша народных депутатов
Статья 20. Организационное, техническое и иное обеспечение
деятельности Кенгаша народных депутатов

Статья 21. Руководство исполнительной власти на местах
Статья 22. Структура и штаты органов исполнительной
власти на местах

Статья 23. Назначение и освобождение руководителей
структурных подразделений местных органов
исполнительной власти

Статья 24. Полномочия Кенгаша народных депутатов
Статья 25. Полномочия хокима
Статья 25-1. Заслушивание Кенгашем народных депутатов
отчета   хокима   по  важнейшими   актуальным   вопросам
социально-экономического развития области, района, города

Статья 26. Контроль за законностью деятельности
Кенгаша народных депутатов и хокима

Статья 27. Обязательность решений вышестоящих
органов власти для нижестоящих

Статья 28. Обжалование актов хокима в суд
Статья 29. Обязательность пересмотра решений
хокима, опротестованных прокурором

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Представительная и исполнительная власть на местах

Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения, а также районов, входящих в состав городов) являются Кенгаши народных депутатов.
(часть первая статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Хоким области, района, города является высшим должностным лицом области, района, города и одновременно возглавляет представительную и исполнительную власть на соответствующей территории. Хоким области, г. Ташкента подотчетен Президенту Республики Узбекистан и соответствующему Кенгашу народных депутатов. Хоким района, города подотчетен вышестоящему хокиму и соответствующему Кенгашу народных депутатов.
(часть вторая статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Кенгаш народных депутатов и хоким обеспечивают осуществление общих для области, района и города задач социально-экономического развития, исполнение на местах законов, решений палат Олий Мажлиса, актов, принятых Президентом и Кабинетом Министров, решений вышестоящих Кенгашей народных депутатов и хокимов, связь между органами государственной власти и управления Республики Узбекистан и органами самоуправления граждан, привлечение населения к управлению областью, районом, городом.
(часть третья статьи 1 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Представительные органы власти на местах и хокимы имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан.

Статья 2. Назначение и освобождение главы представительной
и исполнительной власти на местах

Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
Кандидатуры хокима области и города Ташкента для утверждения областным и Ташкентским городским Кенгашем народных депутатов представляются Президентом Республики Узбекистан после проведения консультаций с каждой из представленных в соответствующих Кенгашах народных депутатов партийных групп.
Утвержденной считается кандидатура хокима области и города Ташкента, набравшая большинство голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Если при голосовании кандидатуры хокима области и города Ташкента не набрали большинства голосов от общего числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций с партийными группами в течение месяца еще дважды представлять кандидатуры на указанные должности.
В случае трехкратного отклонения соответствующим Кенгашем народных депутатов представленных кандидатур хокима области и города Ташкента Президент Республики Узбекистан имеет право назначить исполняющего обязанности хокима области и города Ташкента, распустить соответствующий Кенгаш народных депутатов. При этом выборы в областной и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.
В соответствии с решением областного и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов по кандидатуре хокима Президент Республики Узбекистан принимает указ.
Хоким района, города назначается и освобождается от должности хокимом области и утверждается соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Хоким области, района, города назначается и утверждается из числа депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов.
Хоким района в городе, города районного подчинения назначается и освобождается от должности соответственно хокимом города, района и утверждается городским, районным Кенгашем народных депутатов.
Хоким области по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан правомочен подчинить хокима города хокиму района (за исключением районов, входящих в состав города) и образовать единые органы управления с последующим утверждением принятого решения областным Кенгашем народных депутатов.
Срок полномочий Кенгаша народных депутатов и хокимов — пять лет.
(текст статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 2007 года 11 апреля № ЗРУ-90 — СЗ РУ, 2007 года № 15, ст. 153)

Статья 3. Законодательство Республики Узбекистан о государственной власти на местах

Деятельность органов государственной власти на местах регулируется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Узбекистан.
Деятельность районных, городских Кенгашей народных депутатов и соответствующих хокимов в Республике Каракалпакстан регулируется Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и законодательством Республики Каракалпакстан.
(часть вторая статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)


Статья 4. Взаимоотношения представительных органов
власти и хокимов с органами самоуправления

Кенгаш народных депутатов и хоким области, района, города содействуют развитию самоуправления на соответствующей территории, направляют деятельность органов самоуправления.
(текст статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 5. Взаимоотношения Кенгашей народных депутатов, хокимов с органами государственной власти и управления других административно-территориальных образований Республики Узбекистан

Кенгаш народных депутатов, хоким области, района, города вправе вступать в договорные отношения с органами государственной власти и управления Республики Каракалпакстан, других областей, городов, районов Республики Узбекистан в пределах предоставленной компетенции для проведения мероприятий, представляющих общий интерес, создания совместных предприятий, хозяйственных организаций, координации деятельности в различных отраслях и сферах управления.
(статья 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 6. Акты Кенгаша народных депутатов и хокима

Кенгаш народных депутатов области, района, города принимает решения.
Хоким области, района, города принимает решения и издает распоряжения.
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте. Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, имеющие нормативно-правовой характер, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
(часть третья статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года № ЗРУ-372 — СЗ РУ, 2014 г., № 20, ст. 222)
Акты Кенгаша народных депутатов и хокима, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории области, района, города предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии со статьей 22 Закона Республики Узбекистан «О нормативно-правовых актах», правовая экспертиза проектов решений органов государственной власти на местах осуществляется Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента.
(статья 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

Статья 7. Формы собственности, составляющие экономическую основу деятельности государственной власти на местах

Экономическую основу деятельности областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов и хокима составляет государственная собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность) и иная собственность, имеющаяся в области, районе, городе и служащая экономическому и социальному развитию.
(часть первая статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
По отношению к объектам государственной собственности, находящейся в исключительной собственности Республики Узбекистан, областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов и хоким осуществляют контроль в части эффективного размещения производственных и социальных объектов, рационального использования природных и трудовых ресурсов, охраны окружающей среды, социальной защиты населения.
(часть вторая статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Порядок управления собственностью области, района, города, а также объектами республиканской собственности, переданными в хозяйственное ведение области, района, города, регулируется настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Узбекистан.
Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов, хоким не вправе вводить не предусмотренные законодательством Республики Узбекистан ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на подведомственной им территории, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности.
(часть четвертая статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 8. Собственность области, района, города

Областному, районному, городскому Кенгашу народных депутатов принадлежат все правомочия собственника на объекты, переданные ему в результате разграничения государственной собственности или приобретенные им в соответствии с законодательством.
В собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства местных бюджетов и внебюджетных фондов. В собственности области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия и объединения, учреждения народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы.
(часть вторая статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)

Статья 8-1. Областные, районные, городские внебюджетные фонды местных органов власти

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов может образовать внебюджетные фонды, в которые включаются:
добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций, за исключением бюджетных организаций;
иные внебюджетные средства, не запрещенные законодательством.
Средства областных, районных, городских внебюджетных фондов местных органов власти находятся на казначейских лицевых счетах, изъятию не подлежат и расходуются по решению соответствующего Кенгаша народных депутатов и хокима.
(статья 8-1 введена Законом Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)

Статья 9. Управление объектами собственности области, района, города

Кенгаш народных депутатов, хоким осуществляют управление объектами собственности области, района, города в пределах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.
Кенгаш народных депутатов, хоким области, района, города вправе передавать объекты, находящиеся в собственности области, района, города, во временное или постоянное владение и пользование в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан.
(текст статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 10. Регулирование земельных отношений органами государственной власти на местах

Хоким области, района, города вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Кенгашем народных депутатов.
Кенгаш народных депутатов, хоким в соответствии с законодательством Республики Узбекистан решают и другие вопросы в области земельных отношений.
Для дополнительной информации см. статьи 5—7 Земельного кодекса Республики Узбекистан.
(текст статьи 10 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
 (глава III утратила силу Законом Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)

ГЛАВА IV. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Статья 16. Избрание Кенгаша народных депутатов

Областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов состоит из народных депутатов, избираемых населением области, района, города в соответствии с законом Республики Узбекистан.
(статья 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 17. Сессии Кенгаша народных депутатов

Основной формой работы областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов является сессия. Сессии областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созываются соответствующим хокимом, а в отсутствие хокима — одним из его заместителей по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Сессия может быть созвана также по инициативе не менее двух третей депутатов соответствующего Кенгаша народных депутатов. Решение о созыве сессии доводится до сведения депутатов не позднее, чем за семь дней до открытия сессии.
Первая сессия вновь избранного областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов созывается хокимом не позднее, чем в трехнедельный срок после выборов, и открывается одним из старейших депутатов. На сессиях Кенгаша народных депутатов председательствует хоким, а в его отсутствие, по решению Кенгаша либо по поручению хокима, — один из депутатов данного Кенгаша.
На период проведения сессии Кенгаша народных депутатов из числа депутатов избирается секретарь или секретариат сессии.
Сессия Кенгаша народных депутатов правомочна, если на ней присутствуют не менее двух третей депутатов от их общего числа.
По вопросам, обсуждаемых на сессии, областной, городской, районный Кенгаш народных депутатов принимает решения открытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов.
(статья 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 18. Регламент Кенгаша народных депутатов

Порядок созыва и проведения сессии Кенгаша народных депутатов, внесения и рассмотрения вопросов на сессию, образования и избрания органов Кенгаша народных депутатов, заслушивания отчетов о их деятельности, рассмотрения депутатских запросов, проектов решений, порядок голосования, оглашения решений, определения числа приглашенных на сессию лиц, а также ответственность депутатов и другие вопросы организации работы сессии определяются регламентом Кенгаша народных депутатов.
(статья 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 19. Постоянные комиссии Кенгаша народных депутатов

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов на сессию, содействия проведению в жизнь решений Кенгаша народных депутатов, законодательных актов Республики Узбекистан, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций Кенгаш народных депутатов на срок своих полномочий избирает постоянные и временные комиссии. Положения о комиссиях утверждаются соответствующим Кенгашем народных депутатов.
(статья 19 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 20. Организационное, техническое и иное обеспечение
деятельности Кенгаша народных депутатов

Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности Кенгаша народных депутатов области, района, города обеспечивается соответствующим аппаратом хокимията.
(статья 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

ГЛАВА V. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ НА МЕСТАХ

Статья 21. Руководство исполнительной власти на местах

Исполнительную власть в области, районе, городе возглавляет хоким. Хоким имеет первого заместителя и заместителей в количестве, определяемом Кабинетом Министров.
 (часть вторая статьи 21 исключена Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 1998 г. № 729-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1999 г., № 1, ст. 20)
Первый заместитель, заместители хокима области, города Ташкента назначаются и освобождаются от должности хокимом по согласованию с Президентом Республики Узбекистан с последующим представлением принятого решения на утверждение соответствующего Кенгаша народных депутатов.
(часть вторая статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Заместители хокима района, города назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом с последующим представлением принятого решения на утверждение Кенгаша народных депутатов района, города.
(часть третья статьи 21 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Заместители хокима района в городе и города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом.
Заместители хокима выполняют функции в соответствии с распоряжением обязанностей, установленным хокимом. В случае отсутствия хокима или невозможности выполнения им своих обязанностей его полномочия осуществляет первый заместитель или по поручению хокима один из заместителей.
Хоким, его заместители, другие работники хокимията и должностные лица органов государственной власти на местах не могут занимать другую оплачиваемую должность.

Статья 22. Структура и штаты органов исполнительной власти на местах

Органы исполнительной власти на местах (хокимияты) состоят из управлений, отделов и других подразделений, структура, порядок организации и деятельности которых определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Структура и штаты органов исполнительной власти областей и города Ташкента устанавливаются и изменяются хокимом по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.
(часть вторая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Структура и штаты органов исполнительной власти района, города устанавливаются хокимом по согласованию с вышестоящим хокимом в пределах бюджета, утвержденного соответствующим Кенгашем народных депутатов.
(часть третья статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Структура и штаты аппарата областного, районного, городского хокимията устанавливаются и изменяются соответствующим хокимом в пределах бюджета, утвержденного Кенгашем народных депутатов области, района, города.
(часть четвертая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Примерные структура и штаты аппарата хокимията области и города Ташкента определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, а аппарата хокимията района и города — вышестоящим хокимом. Примерные структура и штаты аппарата хокимията района и города в Республике Каракалпакстан определяются Советом Министров Республики Каракалпакстан.
Для более подробной информации см. постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 2004 г. № 2 «О совершенствовании структуры территориальных органов государственного управления» и от 30 марта 2004 г. № 149 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления территориальных органов государственной власти».

Статья 23. Назначение и освобождение руководителей структурных подразделений местных органов исполнительной власти

Руководители структурных подразделений исполнительной власти по согласованию с вышестоящими органами государственного управления назначаются и освобождаются от должности по представлению соответствующего хокима Кенгашем народных депутатов, а в период между сессиями — хокимом с последующим представлением принятого решения на утверждение Кенгаша народных депутатов, если законодательством не установлен иной порядок их назначения и освобождения.
(часть первая статьи 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Руководители структурных подразделений исполнительной власти района в городе и города районного подчинения назначаются и освобождаются от должности соответствующим хокимом по согласованию с вышестоящим органом государственного управления, если законодательством не установлен иной порядок их назначения и освобождения.

ГЛАВА VI. ПОЛНОМОЧИЯ КЕНГАША НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ХОКИМА
(наименование главы VI в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 24. Полномочия Кенгаша народных депутатов

К основным полномочиям областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов относятся:
утверждение по представлению хокима, перспективных программ развития территории, генерального плана и правил застройки района, города;
(абзац второй части первой статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)
рассмотрение и принятие местных бюджетов областей и города Ташкента, а также бюджетов районов и городов по представлению соответственно хокимов областей и города Ташкента, районов и городов;
(абзац третий части первой статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)
рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов областей и города Ташкента, а также бюджетов районов и городов за соответствующий период по представлению соответственно хокимов областей и города Ташкента, районов и городов;
установление ставок местных налогов и других обязательных платежей в пределах размеров, установленных законодательством;
(часть первая статьи 24 дополнена абзацами четвертым и пятым Законом Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)
утверждение хокима и его заместителей в должности, освобождение хокима и его заместителей от должности, заслушивание отчетов об их деятельности, а также отчетов хокимов по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;
(абзац шестой части первой статьи 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года № ЗРУ-367 — СЗ РУ, 2014 г., № 16, ст. 177)
утверждение решений хокима в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
В соответствии со статьей 10 настоящего Закона, хоким области, района, города вправе предоставлять земли во владение, пользование и в аренду предприятиям, учреждениям, организациям, дехканским хозяйствам, гражданам, прекращать права владения и пользования землей этими субъектами, а также осуществлять изъятие земель с последующим утверждением принятых решений соответствующим Советом народных депутатов.
утверждение регламента Кенгаша народных депутатов, положения о постоянных и иных комиссиях Кенгаша народных депутатов, внесение в них изменений и дополнений;
образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий, иных органов Кенгашей народных депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов о их работе;
признание и досрочное прекращение полномочий народных депутатов, дача согласия на привлечение их к ответственности в случаях и порядке, установленном законодательством;
Для подробной информации см. статьи и 12 Закона Республики Узбекистан «О статусе депутата областного, районного и городского Кенгаша народных депутатов».
заслушивание отчетов руководителей отделов, управлений, других структурных подразделений исполнительной власти;
рассмотрение запросов народных депутатов и принятие по ним решений;
отмена несоответствующих законодательству Республики Узбекистан решений хокима и нижестоящего Кенгаша;
утверждение по представлению хокима структуры, штатов и фонда оплаты труда работников хокимията.
Областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов решают и другие вопросы, отнесенные к их компетенции в области прав и законных интересов граждан, обеспечения социально-экономического развития, охраны окружающей среды, организационных вопросов и контроля в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
(статья 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 25. Полномочия хокима

Хоким области, района, города:
организует исполнение законов и актов палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, решений вышестоящих органов и соответствующего Кенгаша народных депутатов;
(абзац второй части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
принимает меры, связанные с соблюдением общественного порядка и борьбой с преступностью, обеспечением безопасности граждан, защитой их прав и здоровья, организует работу при стихийных бедствиях, эпидемиях и других экстремальных случаях;
представляет Кенгашу народных депутатов основные направления экономического и социального развития области, района, города, соответствующий проект местного бюджета области и города Ташкента, бюджета района и города, а также отчет о его исполнении;
(абзац четвертый части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 2013 года № ЗРУ-361 — СЗ РУ, 2013 г., № 52, ст. 686)
представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчеты по важнейшим и актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города;
(часть первая статьи 25 дополнена абзацем пятым Законом Республики Узбекистан от 16 апреля 2014 года № ЗРУ-367 — СЗ РУ, 2014 г., № 16, ст. 177)
представляет на утверждение Кенгаша народных депутатов решения о назначении и освобождении от должности своих заместителей и руководителей структурных подразделений исполнительной власти;
(абзац пятый части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
назначает и освобождает от должности руководителей подразделений аппарата хокимията;
отменяет решения нижестоящих хокимов и вносит представления в Кенгаш народных депутатов об отмене актов нижестоящих Кенгашей народных депутатов, если они противоречат Конституции Республики Узбекистан, законам и актам палат Олий Мажлиса, Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, а также решениям вышестоящего Кенгаша народных депутатов и хокима;
(абзац седьмой части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
контролирует работу структурных подразделений органов исполнительной власти, руководители которых назначаются и освобождаются соответствующим Кенгашем народных депутатов;
(абзац восьмой части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
в установленном законом порядке вносит представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за невыполнение ими актов Кенгаша народных депутатов и хокима;
(абзац девятый части первой статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
рассматривает ходатайства и вносит предложения о награждении государственными наградами;
выступает официальным представителем области, района и города в республике и за рубежом;
организует прием населения, рассматривает жалобы, заявления и предложения граждан.
В случаях грубого нарушения собственниками и пользователями жилья требований по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов, хокимы районов, городов (районов, входящих в состав городов) по представлению поставщиков коммунальных услуг или товариществ частных собственников жилья обращаются в суд с исками о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и внесению обязательных взносов.
(часть вторая статьи 25 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 сентября 2007 года № ЗРУ-113 — СЗ РУ, 2007 г., № 39, ст. 399)
Хоким решает и другие вопросы, отнесенные законодательством к его компетенции планирования, бюджета, финансов, учета, управления собственностью области, района, города и взаимодействия с предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, сельского хозяйства, использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, строительства, транспорта, дорожного хозяйства и связи, коммунального, торгового, социально-культурного обслуживания, социальной защиты населения, обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан.

Статья 25-1. Заслушивание Кенгашем народных депутатов отчета хокима по важнейшими актуальным вопросам социально-экономического развития области, района, города

Хоким области, района, города ежегодно представляет соответствующему Кенгашу народных депутатов отчет по важнейшим и актуальным вопросам со­циально-экономического развития области, района, города.
Отчет хокима области, района, города заслушивается на заседании соответствующего Кенгаша народных депутатов, посвященном итогам социально-экономического развития области, района, города за предыдущий год и важнейшим приоритетным направлениям социально-экономической программы на текущий год. Данное заседание в областях и городе Ташкенте проводится не позднее десяти дней после проведения соответствующего заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, а в районах и городах — не позднее десяти дней после проведения соответствующих заседаний в областях.
На заслушивание отчета хокима области и города Ташкента приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, избранные от соответствующих областей и города Ташкента, члены Кабинета Министров Республики Узбекистан, руководители органов государственного управления, хокимы районов и городов, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти области и города Ташкента.
На заслушивание отчета хокима района и города приглашаются члены Сената, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутаты областных Кенгашей народных депутатов, избранные от соответствующих избирательных округов, представители Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственного управления, хоким области или его заместители, руководители структурных подразделений органов исполнительной власти района и города.
На заслушивание отчета хокима области, района, города могут приглашаться представители других государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций, в том числе негосударственных некоммерческих организаций, политических партий, средств массовой информации, расположенных на соответствующей территории, и другие лица.
Обсуждение отчета хокима области и города Ташкента осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседании Кабинета Министров Республики Узбекистан.
Обсуждение отчета хокима района и города осуществляется с учетом оценок и задач, определенных на заседаниях Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также областных Кенгашей народных депутатов.
По итогам обсуждения отчета хокима области, района, города принимается решение соответствующего Кенгаша народных депутатов, в котором дается комплексная оценка эффективности работы соответствующего хокима и органов исполнительной власти на местах, предусматриваются рекомендации и предложения по совершенствованию их работы, а также меры по обеспечению контроля за ходом реализации решения. Данное решение и отчет хокима подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях и на веб-сайтах органов государственной власти на местах.
(статья 25-1 введена Законом Республики Узбекистан от 9 июня 2015 года № ЗРУ-388 — СЗ РУ, 2015 г., № 23, ст. 301)

ГЛАВА VII. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЕНГАША
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ И ХОКИМА

(наименование главы VII в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 26. Контроль за законностью деятельности Кенгаша народных депутатов и хокима
(наименование статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Решения областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, отменяются Олий Мажлисом Республики Узбекистан в установленном порядке.
(часть первая статьи 26 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Акты хокимов, противоречащие Конституции, законам Республики Узбекистан, указам, постановлениям и распоряжениям Президента Республики Узбекистан, актам Правительства, а также государственным интересам Республики Узбекистан, приостанавливаются и отменяются Президентом, Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 27. Обязательность решений вышестоящих органов власти для нижестоящих

Решения вышестоящих органов государственной власти, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими органами.

Статья 28. Обжалование актов хокима в суд

Акты хокима могут быть обжалованы в судебном порядке гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями.

Статья 29. Обязательность пересмотра решений хокима, опротестованных прокурором

Решения хокима, противоречащие Конституции и законам Республики Узбекистан, актам Президента и Правительства Республики Узбекистан, опротестованные прокурором, пересматриваются самим хокимом, либо вышестоящим хокимом или Кабинетом Министров, а при необходимости Президентом Республики Узбекистан.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.