Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20 августа 1999 г.
№ 824-I

На государственном языке

 

О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 221; Собрание законодательства Республики Узбекистан 2010 г., № 37, ст. 316; 2014 г., № 4, ст. 45)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
IV. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации) и имеет целью предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижение потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
См. предыдущую редакцию.

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
(абзац второй статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)

защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций — система мер, способов, средств, совокупность действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

См. предыдущую редакцию.
предупреждение чрезвычайных ситуаций — комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
(абзац четвертый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)
См. предыдущую редакцию.

ликвидация чрезвычайных ситуаций — комплекс спасательных и неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращение действия опасных факторов.
(абзац пятый статьи 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)

Статья 3. Законодательство в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Основные принципы защиты от чрезвычайных ситуаций

Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:
гуманизм, приоритетность жизни и здоровья человека;
гласность;
своевременность и достоверность информации;
превентивность мер по защите от чрезвычайных ситуаций.

Статья 5. Информация в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является открытой, если иное не предусмотрено законом.
Особой важности, совершенно секретные и секретные военные, политические, экономические, научно-технические и иные сведения, охраняемые государством и ограничиваемые специальными перечнями являются государственными секретами Республики Узбекистан и к ним применяется особый режим сохранности. См. Закон Республики Узбекистан «О защите государственных секретов».
Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, а также руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны своевременно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
Порядок обеспечения информацией в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется законодательством.
См. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» и Закон Республики Узбекистан «Об информатизации».

II. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 6. Государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях

Государственная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях состоит из органов управления, сил и средств Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, районов и городов, министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
Структура и порядок функционирования государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года № 242 «О дальнейшем совершенствовании Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает создание государственных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок их использования;
осуществляет финансовое и ресурсное обеспечение сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оснащение их специальной техникой и другими материально-техническими средствами;
утверждает Классификацию чрезвычайных ситуаций и определяет степень участия органов исполнительной власти по их ликвидации;
осуществляет контроль за деятельностью министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Специально уполномоченный орган государственного управления по защите от чрезвычайных ситуаций

Специально уполномоченным органом государственного управления по защите от чрезвычайных ситуаций является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан.
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:
См. предыдущую редакцию.
разрабатывает и принимает меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций, спасению жизни и сохранению здоровья людей, защите материальных и культурных ценностей, а также ликвидации последствий и снижению ущерба при чрезвычайных ситуациях;
(абзац второй части второй статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)
организует разработку и реализацию целевых программ и научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами;
организует подготовку органов управления, сил и средств защиты населения и территорий к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
осуществляет управление силами и средствами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, создает пункты управления, системы оповещения и связи;
организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях чрезвычайных ситуаций;
осуществляет государственный контроль за выполнением мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвует в проведении государственной экспертизы проектов и решений по объектам производственного и социального назначения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Обязанности министерств и ведомств в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Министерства и ведомства в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
обеспечивать готовность подведомственных предприятий, учреждений и организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы отрасли и подведомственных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
представлять на согласование в Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан план действий, положения, правила и инструкции по защите от чрезвычайных ситуаций;
См. предыдущую редакцию.
обучать работников подведомственных объектов способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе спасательных служб и спасательных формирований;
(абзац пятый части первой статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)
создавать локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и поддерживать их в постоянной готовности;
предоставлять в установленном порядке информацию о состоянии защиты населения и территорий, а также оповещать работников отрасли об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
создавать резервы материальных и финансовых ресурсов;
обеспечивать организацию, финансирование и проведение аварийных, спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществлять мероприятия по эвакуации особо важных объектов и их персонала в пункты, обеспечивающие продолжение их деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности специальных сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
контролировать выполнение требований по вопросам защиты населения и территорий при проектировании, строительстве и реконструкции подведомственных объектов;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 августа 2011 года № 242 «О дальнейшем совершенствовании Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».
Министерства и ведомства на потенциально опасных объектах, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, вводят штатные должности специалистов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. На иных объектах назначаются ответственные лица.

Статья 10. Полномочия местных органов государственной власти в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Местные органы государственной власти в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
разрабатывают план действий по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией по защите населения и территорий, а также своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций;
создают резервы материальных и финансовых ресурсов, осуществляют финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
содействуют повышению устойчивости работы предприятий, учреждений и организаций в чрезвычайных ситуациях независимо от их ведомственной подчиненности;
осуществляют контроль за готовностью сил и средств предприятий, учреждений и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организуют постоянную готовность аварийно-спасательных сил (в том числе подразделений быстрого реагирования) и специальных формирований для осуществления спасательных и других неотложных работ в зонах аварий, катастроф, стихийных бедствий;
организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Обязанности предприятий, учреждений и организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Предприятия, учреждения и организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций обязаны:
планировать, финансировать и осуществлять необходимые меры по защите работников и объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
декларировать в установленном порядке безопасность объектов, связанных с повышенной опасностью;
См. предыдущую редакцию.
обучать работников способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций в составе спасательных служб и спасательных формирований;
(абзац четвертый статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения и своевременно извещать работников об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;
обеспечить устойчивое функционирование объектов и жизнедеятельность работников в чрезвычайных ситуациях;
обеспечивать, при необходимости, заблаговременное строительство инженерных защитных сооружений и содержать их в постоянной готовности:
создавать в установленном порядке резервы материальных и финансовых ресурсов на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечивать проведение аварийно-спасательных работ на подведомственных объектах в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создавать в установленном порядке специализированные службы и формирования, укомплектовывать их личным составом, техникой и имуществом;
проводить в установленном порядке эвакуационные мероприятия и заблаговременно готовить базы для размещения людей;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Статья 12. Участие органов самоуправления граждан в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Органы самоуправления граждан:
См. предыдущую редакцию.
содействуют осуществлению контроля за санитарным и экологическим состоянием соответствующей территории, источников водоснабжения, жилищ, образовательных учреждений;
(абзац второй статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 января 2014 года № ЗРУ-365 — СЗ РУ, 2014 г., № 4, ст. 45)
привлекают граждан на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществляют иные меры в соответствии с законодательством.

Статья 13. Участие общественных объединений в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Общественные объединения могут участвовать в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством.
Общественные объединения имеют право получать в установленном порядке от органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций информацию об источниках чрезвычайных ситуаций и мерах по их устранению.
См. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» и Закон Республики Узбекистан «Об информатизации».

Статья 14. Мониторинг и прогнозирование
чрезвычайных ситуаций

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций осуществляются специальными службами надзора и контроля за стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами.
Порядок проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций определяется законодательством.

III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 15. Права граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Граждане имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
на использование средств коллективной и индивидуальной защиты, другого имущества местных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, предназначенных для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о степени риска, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться в органы государственной власти и управления по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное медицинское обслуживание, компенсации и другие льготы за работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном для членов семьи погибшего от трудового увечья.
Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот устанавливаются законодательством.

Статья 16. Обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Граждане обязаны:
соблюдать меры безопасности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные методы защиты, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим и совершенствовать свои знания и практические навыки;
информировать соответствующие органы о выявленных признаках надвигающихся угроз аварий, бедствий и катастроф, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
знать сигналы предупреждения, правила поведения и порядок действий в условиях угрозы и наступления чрезвычайных ситуаций, способы пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Статья 17. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Граждане иностранных государств и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Узбекистан, имеют права и несут обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций наравне с гражданами Республики Узбекистан.

Статья 18. Подготовка населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях

Обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях является всеобщим и обязательным в общеобразовательных школах. академических лицеях, профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, на производстве и по месту жительства.
Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях и высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и по месту работы.
Порядок подготовки населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 19. Пропаганда знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается государственными органами, а также соответствующими общественными объединениями по защите и спасению людей.
Для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

IV. ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Статья 20. Действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Действия по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, министерств, ведомств и хокимиятов, на территории и объектах которых сложилась чрезвычайная ситуация. При необходимости дополнительно выделяются силы и средства в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Финансирование может осуществляться за счет резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан, который обеспечивает своевременное и бесперебойное финансирование на протяжении года дополнительных непредвиденных расходов в экономической, социально-культурной и иных сферах, которые не могли быть учтены при составлении бюджета. (См.постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июля 2001 года № 321 «Об утверждении Положения о резервном фонде Кабинета Министров Республики Узбекистан»).

Статья 21. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются соответствующими руководителями государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в соответствии с Классификацией чрезвычайных ситуаций.

Статья 22. Прекращение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Спасательные, аварийные и другие работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций прекращаются по решению соответствующих органов.
См. предыдущую редакцию.
После ликвидации чрезвычайной ситуации органы государственной власти и управления, министерства, ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны осуществлять мероприятия по восстановлению жизнедеятельности граждан, функционирования объектов производственного и социального назначения и оздоровлению окружающей природной среды.
(часть вторая статьи 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 17 сентября 2010 г. № ЗРУ-258 — СЗ РУ, 2010 г., № 37, ст. 316)

Статья 23. Состав сил для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Силы для ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из воинских специализированных аварийно-спасательных подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан, соответствующих формирований и подразделений государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Структура указанных подразделений и порядок их применения определяются законодательством.

Статья 24. Применение сил и средств органов внутренних дел для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел применяются в соответствии с законодательством.

Статья 25. Привлечение войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению Президента Республики Узбекистан могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного их привлечения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания, использования и восстановления резервов финансовых и материальных ресурсов определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Лица, виновные в нарушении законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в установленном порядке.
См. ст. ст. 204 и 205 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.