Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30 августа 2001 г.
№ 265-II

На государственном языке

 

О РЕФЕРЕНДУМЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


(новая редакция)

 

(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 9-10, ст. 176; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
III. ОКРУГА И УЧАСТКИ РЕФЕРЕНДУМА
IV. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
РЕФЕРЕНДУМА И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

V. СПИСКИ ГОЛОСУЮЩИХ ГРАЖДАН.
БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

VI. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА
VII. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Референдум Республики Узбекистан

Референдум Республики Узбекистан (далее — референдум) — всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни в целях принятия законов Республики Узбекистан и иных решений.
Референдум наряду с выборами является непосредственным выражением воли народа. Решения, принятые референдумом, обладают высшей юридической силой и могут быть отменены или изменены только путем референдума.
Референдум проводится на всей территории Республики Узбекистан.

Статья 2. Вопросы, не являющиеся предметом референдума

Предметом референдума не могут быть вопросы:
об изменении территориальной целостности Республики Узбекистан;
о Государственном бюджете Республики Узбекистан и налогах;
об амнистии и помиловании;
о чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения;
о выполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Узбекистан;
связанные с назначением и освобождением должностных лиц.

Статья 3. Обстоятельства, исключающие проведение референдума

Референдум не проводится в условиях военного времени или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Республики Узбекистан, а также в течение трех месяцев после окончания военного времени или отмены чрезвычайного положения.
Референдум не проводится в течение года после официального опубликования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Статья 4. Законодательство о референдуме

Законодательство о референдуме состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.

Статья 5. Основные принципы проведения референдума

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании.
Участие граждан Республики Узбекистан в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан Республики Узбекистан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме, а также на их свободное волеизъявление.
Граждане Республики Узбекистан участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин обладает одним голосом.
Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно.
Граждане Республики Узбекистан участвуют в референдуме непосредственно.
Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 6. Право на участие в референдуме

В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню или в день проведения референдума восемнадцати лет.
Гражданин Республики Узбекистан, проживающий или находящийся за пределами территории Республики Узбекистан, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме.
Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий запрещаются.

Статья 7. Гласность в подготовке и проведении референдума

Государственные органы и общественные объединения, участвующие в подготовке и проведении референдума, осуществляют свою деятельность гласно.
Подготовку и проведение референдума осуществляют комиссии по проведению референдума, которые информируют граждан о своей работе, об образовании округов, участков для голосования, о составе комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками голосующих граждан, сообщают об итогах голосования.
Средства массовой информации Республики Узбекистан освещают ход подготовки и проведения референдума.

Статья 8. Открытость в подготовке и проведении референдума

На всех мероприятиях по подготовке и проведению референдума имеют право присутствовать наблюдатели от политических партий, инициативных групп граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств и международных организаций. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.
Заинтересованные организации, инициативные группы граждан заявляют о своих наблюдателях в окружные комиссии не менее чем за пятнадцать дней до проведения референдума.
Окружная комиссия по проведению референдума в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации, инициативной группы граждан выдает для наблюдателя мандат, образец которого устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.
Наблюдателям от других государств и международных организаций мандат выдает Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан.

Статья 9. Права наблюдателей

Наблюдатели имеют право:
присутствовать на заседаниях окружных и участковых комиссий по проведению референдума;
присутствовать на участке референдума и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием ящиков для голосования, за выдачей гражданам бюллетеней для голосования;
присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума об итогах голосования;
запрашивать и получать заверенные соответствующей комиссией по проведению референдума копии протоколов о результатах голосования;
сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую комиссию по проведению референдума, если есть основания считать, что на референдуме были допущены нарушения настоящего Закона.
Наблюдателям запрещается:
находиться в кабине или комнате для голосования, когда голосующий делает свои отметки в бюллетене для голосования;
оказывать влияние на голосующих, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;
спрашивать у голосующих, как они проголосовали, или оказывать им какую-либо помощь при внесении отметок в бюллетени для голосования;
вмешиваться в деятельность участковой комиссии по проведению референдума, в том числе при опечатывании ящиков для голосования, их вскрытии, подсчете голосов.

Статья 10. Агитация по вопросам, вынесенным на референдум

Граждане Республики Узбекистан, общественные объединения, органы самоуправления граждан вправе беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум.
В целях агитации по вопросам, выносимым на референдум, могут быть использованы радио, телевидение и другие средства массовой информации.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных), а также выплатой денежных средств.
Агитация в день проведения референдума не допускается.

II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 11. Инициатива проведения референдума

Инициатива проведения референдума принадлежит:
гражданам Республики Узбекистан;
палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
(абзац третий части первой статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Президенту Республики Узбекистан.
Субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, имеют равное право на выдвижение инициативы о проведении референдума, разработку законопроекта или проекта иного решения, а также формулировку вопроса, выносимого на референдум.

Статья 12. Порядок реализации инициативы граждан Республики Узбекистан о проведении референдума

Граждане Республики Узбекистан реализуют право инициативы проведения референдума, если собраны подписи не менее пяти процентов граждан от общего числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, при условии равномерного и пропорционального их распределения по каждому административно-территориальному образованию (Республике Каракалпакстан, области и городу Ташкенту).
Каждый гражданин или группа граждан Республики Узбекистан, имеющих право на участие в референдуме, может образовать инициативную группу в количестве не менее ста человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении референдума.
Уполномоченный инициативной группы граждан обращается с заявлением в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан с просьбой о регистрации группы. К заявлению прилагаются:
список членов инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта;
решение собрания инициативной группы граждан о назначении уполномоченного представителя и доверенность, оформленная на него в установленном законом порядке;
См. статьи 134—144 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
протокол собрания инициативной группы граждан, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума;
формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого инициативной группой граждан для вынесения на референдум.
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, установив соответствие представленных ей документов требованиям настоящего Закона, в течение пяти дней со дня их поступления принимает решение о регистрации инициативной группы граждан либо об отказе в регистрации.
После принятия решения о регистрации инициативной группы граждан уполномоченному представителю выдается соответствующее регистрационное удостоверение.
В случае отказа в регистрации инициативной группы граждан Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан дает мотивированный ответ.
Инициативная группа граждан вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума только после получения ее уполномоченным представителем регистрационного удостоверения. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются. Регистрационное удостоверение, выданное инициативной группе граждан, действительно в течение трех месяцев. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа граждан.
Форма подписных листов устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан. Подписной лист должен содержать формулировку вопроса, выносимого на референдум.
Граждане указывают в подписном листе свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи.
В случае вынесения на референдум законопроекта лицо, проводящее сбор подписей, должно представлять по требованию гражданина текст этого законопроекта.
Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта, а также уполномоченным представителем инициативной группы граждан с указанием тех же данных.
Сбор подписей граждан проводится по месту работы, службы, учебы, жительства, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законодательными актами. При этом недопустимы любые формы принуждения и подкупа граждан со стороны лица, собирающего подписи.
После сбора подписей подписные листы, сброшюрованные в отдельности по Республике Каракалпакстан, каждой области и городу Ташкенту, а также итоговый протокол инициативной группы граждан передаются уполномоченным представителем инициативной группы граждан в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан.
Лицу, представившему документы, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан выдает справку, в которой указывается дата и время принятия документов.
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан проверяет соответствие поступивших документов требованиям настоящего Закона и в течение десяти дней со дня поступления подписных листов направляет свое заключение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и информирует об этом Президента Республики Узбекистан.
(часть пятнадцатая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Если в результате проверки обнаружатся факты фальсификации подписей, другие нарушения настоящего Закона, Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан выносит постановление о недействительности обращения с инициативой о проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе граждан.

Статья 13. Право назначения референдума

Референдум назначается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
В случае, когда инициатором проведения референдума является Президент Республики Узбекистан, он может обратиться в Олий Мажлис Республики Узбекистан или принять свое решение о проведении референдума.
При назначении референдума одобряется текст вопроса, выносимого на референдум.

Статья 14. Порядок назначения референдума палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан, рассмотрев в течение двух недель материалы об инициировании проведения референдума и заключение ответственного комитета, может принять одно из следующих решений:
о назначении референдума и мерах по его обеспечению;
об отклонении инициативы о проведении референдума;
о принятии закона или иного решения, предложенного в инициативе о проведении референдума, без проведения референдума.
Постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросу референдума направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также инициаторам проведения референдума в течение трех дней со дня его принятия.
Если Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан приняла постановление об отклонении инициативы о проведении референдума, вопрос о проведении референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой может быть внесен на рассмотрение Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан повторно не ранее чем через год.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, рассмотрев в течение двух недель материалы об инициировании проведения референдума, постановление Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан о проведении референдума и назначении даты его проведения, а также заключение ответственного комитета по данному вопросу, может принять одно из следующих решений:
о назначении референдума и мерах по его обеспечению;
об отклонении инициативы о проведении референдума.
Постановление Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам референдума направляется в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также инициаторам проведения референдума в течение трех дней со дня его принятия.
В случае принятия Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан постановления о проведении референдума и назначении даты его проведения, постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному вопросу обнародуются в печати и других средствах массовой информации не позднее трех дней со дня принятия постановления Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по данному вопросу.
В постановлениях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан о проведении референдума и назначении даты его проведения определяется дата проведения референдума, при этом голосование может быть назначено на любой день в период от полутора до трех месяцев со дня опубликования постановлений палат.
(статья 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

III. ОКРУГА И УЧАСТКИ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 15. Образование округов референдума

Округа референдума образуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в границах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Списки округов референдума с указанием численности граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и мест нахождения окружных комиссий по проведению референдума публикуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан не позднее пяти дней после опубликования решения о назначении референдума.

Статья 16. Порядок и норма образования участков референдума

Участки референдума образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Участки референдума образуются также в воинских частях, санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах. Эти участки входят в округа референдума по месту их нахождения.
Участки референдума могут быть образованы при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах. Вопрос о приписке к соответствующему округу участков референдума, образуемых за пределами Узбекистана, решается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан.
Участки референдума образуются окружными комиссиями по проведению референдума по представлению хокимов районов, городов. В воинских частях участки референдума образуются по представлению командиров частей или войсковых соединений. При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах участки референдума образуются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан по представлению Министерства иностранных дел Республики Узбекистан.
Участки референдума образуются не позднее чем на пятнадцатый день после опубликования решения о назначении референдума. В воинских частях, при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, а также в отдаленных и труднодоступных районах участки референдума образуются в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до проведения референдума.
Участки референдума образуются, как правило, с числом не менее двадцати и не более трех тысяч граждан, имеющих право на участие в референдуме.

IV. ОБРАЗОВАНИЕ КОМИССИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 17. Комиссии по проведению референдума

Организацию и проведение референдума осуществляют:
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан;
окружные комиссии по проведению референдума;
участковые комиссии по проведению референдума.
В случае проведения референдума одновременно с проведением выборов Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы власти областей, районов и городов организация и проведение референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии.
(часть вторая статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 18. Полномочия Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан осуществляет свои полномочия в соответствии сЗаконом «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 19. Образование окружной комиссии по проведению референдума

Окружная комиссия по проведению референдума образуется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан не позднее чем на десятый день после опубликования решения о назначении референдума в составе не менее девяти членов комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь окружной комиссии по проведению референдума избираются из числа ее членов на заседании комиссии.

Статья 20. Полномочия окружной комиссии по проведению референдума

Окружная комиссия по проведению референдума:
1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории соответствующего округа;
2) образовывает участки референдума, устанавливает их нумерацию по округу, публикует их списки с указанием адреса;
3) образует участковые комиссии по проведению референдума и публикует сведения об их составе и месте нахождения;
4) координирует деятельность участковых комиссий по проведению референдума;
5) распределяет средства между участковыми комиссиями по проведению референдума, контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, средствами связи и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума в округе;
6) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на референдум;
7) заслушивает сообщения представителей органов государственной власти на местах, руководителей общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
8) наблюдает за составлением списков голосующих граждан и представлением их для всеобщего ознакомления;
9) обеспечивает бюллетенями для голосования участковые комиссии по проведению референдума;
10) устанавливает и передает в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан итоги голосования по округу;
11) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий по проведению референдума и принимает по ним решения;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 21. Образование участковой комиссии по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума образуется окружной комиссией не позднее двадцати пяти дней после опубликования решения о назначении референдума в составе пяти—девятнадцати членов.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии по проведению референдума избираются из числа ее членов на заседании комиссии. Если комиссия образуется в составе до семи человек, то избираются председатель и секретарь.
В необходимых случаях численный состав участковой комиссии по проведению референдума может быть увеличен или уменьшен.
При представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах функции председателя участковой комиссии по проведению референдума осуществляет их руководитель.

Статья 22. Полномочия участковой комиссии по проведению референдума

Участковая комиссия по проведению референдума:
1) составляет списки граждан, имеющих право на участие в референдуме по участку;
2) проводит ознакомление граждан со списком голосующих граждан, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;
3) выдает гражданам, не имеющим возможности в день референдума находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании, открепительные удостоверения, форму и порядок выдачи которых устанавливает Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан;
4) оповещает население о дне и месте проведения голосования;
5) обеспечивает подготовку помещений, кабин и ящиков для голосования и другого оборудования;
6) организует голосование на участке референдума;
7) производит подсчет голосов, поданных на участке референдума;
8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства.

Статья 23. Членство в окружных и участковых комиссиях по проведению референдума

Члены окружных комиссий по проведению референдума утверждаются по рекомендации Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Советов народных депутатов. Члены участковых комиссий по проведению референдума утверждаются по представлению местных органов государственной власти и органов самоуправления граждан.
Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.
Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу, образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.
В случае необходимости новый член комиссии утверждается в порядке, установленном настоящим Законом.
Лица, входящие в состав инициативных групп граждан, не могут быть членами комиссий по проведению референдума.
Одно и то же лицо может быть членом только одной комиссии по проведению референдума.

Статья 24. Организация работы и срок полномочий комиссий по проведению референдума

Заседание комиссии по проведению референдума является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии на день заседания. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. В случае равного разделения голосов голос председательствующего является решающим.
Решение комиссии по проведению референдума, принятое в пределах ее полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими комиссиями, а также всеми государственными органами, общественными объединениями, воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.
Председатель, заместитель председателя, секретарь либо другой член комиссии по проведению референдума по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Государственные органы и органы общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению референдума в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения.
Государственные органы, предприятия, учреждения, организации бесплатно предоставляют в распоряжение комиссий по проведению референдума необходимые помещения и оборудование.
Комиссия по проведению референдума имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные органы и органы общественных объединений, к предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии по проведению референдума ответ не позднее чем в трехдневный срок.
Окружные и участковые комиссии по проведению референдума прекращают свою деятельность после опубликования результатов референдума.

Статья 25. Рассмотрение жалоб на решения комиссий по проведению референдума

Решения комиссий по проведению референдума могут быть обжалованы гражданами, а также наблюдателями в вышестоящую комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Решения Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан могут быть обжалованы в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней после принятия решения. Жалоба рассматривается в течение трех дней после ее поступления, а если до дня референдума осталось менее шести дней — незамедлительно.
Для дополнительной информации см. статью 272 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

V. СПИСКИ ГОЛОСУЮЩИХ ГРАЖДАН. БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Статья 26. Составление списков голосующих граждан

В список голосующих граждан включаются граждане Республики Узбекистан, имеющие право на участие в референдуме, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного участка референдума.
В список вносится фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства каждого голосующего гражданина.
Каждый гражданин может быть включен только в один список голосующих граждан.
Список голосующих граждан составляется по каждому участку референдума соответствующей участковой комиссией по проведению референдума и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая комиссия по проведению референдума может привлекать представителей общественности.
Хокимияты районов и городов обеспечивают учет граждан и передают участковым комиссиям по проведению референдума сведения о гражданах, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков голосующих граждан.
Списки голосующих военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки голосующих граждан по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан по участкам референдума, образованным при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений (ведомств).
Фамилии голосующих граждан указываются в списке в порядке, удобном для организации голосования.

Статья 27. Ознакомление со списками голосующих граждан

Списки голосующих граждан предоставляются для всеобщего ознакомления за десять дней до дня голосования, а на участках, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, — за семь дней до дня голосования. Участковая комиссия по проведению референдума оповещает граждан о месте и времени ознакомления со списком.
Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком в помещении участковой комиссии по проведению референдума.

Статья 28. Оспаривание списков голосующих граждан

Любой гражданин Республики Узбекистан может заявить в участковую комиссию по проведению референдума об ошибке или неточности в списке голосующих граждан. В течение двадцати четырех часов участковая комиссия по проведению референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибки, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.
Действия и решения участковой комиссии по проведению референдума могут быть обжалованы в вышестоящие комиссии по проведению референдума или в суд в установленном законом порядке.
См. статью 272 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Статья 29. Бюллетень для голосования на референдуме

В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст выносимого на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями.
Бюллетень для голосования должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
Бюллетени печатаются на государственном языке, а также по решению окружной комиссии по проведению референдума на языках, которыми пользуется большинство населения соответствующего округа референдума.

Статья 30. Доставка бюллетеней для голосования на референдуме

Участковые комиссии по проведению референдума получают бюллетени от окружных комиссий не позднее трех дней до дня проведения референдума. Выдачу и получение бюллетеней для голосования председатель либо заместитель председателя или секретарь соответствующих окружной и участковой комиссий по проведению референдума подтверждают своей подписью.
Число бюллетеней для голосования на референдуме, получаемых участковой комиссией по проведению референдума, не может превышать число граждан, включенных в списки по участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума, которые заверяются печатью участковой комиссии по проведению референдума. Не заверенные участковой комиссией бюллетени для голосования при подсчете голосов не учитываются.

VI. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 31. Помещение для голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней для голосования и установлены ящики для голосования таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на референдуме как за, так и против вопроса, вынесенного на референдум, а если на референдум вынесен проект закона, то на стенд помещается текст этого проекта. В случае, когда проект закона, вынесенного на референдум, предполагает отмену действующего закона или внесение в него изменений либо дополнений, то на стенд помещается текст действующего закона, который предлагается отменить, изменить либо дополнить.
Хокимият района, города обеспечивает каждый участок помещением для организации голосования.
Ответственность за оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия по проведению референдума.

Статья 32. Время и место голосования

Голосование проводится в день референдума с шести до двадцати часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан не позднее чем за десять дней до дня проведения референдума.
На участках референдума, образованных при представительствах Республики Узбекистан в иностранных государствах, в воинских частях, в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, участковая комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все граждане, включенные в список.

Статья 33. Начало голосования

В день референдума помещение для голосования открывается при наличии не менее двух третей членов участковой комиссии по проведению референдума. Председатель в присутствии членов комиссии по проведению референдума опечатывает ящик для голосования, распределяет между членами комиссии бюллетени для голосования, списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, и объявляет начало голосования. Общее количество бюллетеней для голосования оформляется отдельным документом.

Статья 34. Установление личности гражданина, принимающего участие в голосовании

По прибытии в помещение для голосования гражданин предъявляет члену участковой комиссии документ, удостоверяющий его личность, и расписывается в списке голосующих граждан. После этого ему выдается бюллетень для голосования.
Фамилии граждан, по каким-либо причинам не включенные в список, на основании документа, удостоверяющего личность, место жительства, включаются в приложение к списку голосующих граждан.

Статья 35. Порядок голосования

Бюллетень для голосования на референдуме заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав комиссии по проведению референдума или являющихся наблюдателями.
Граждане при голосовании зачеркивают формулировку вопроса, вынесенного на референдум, если голосуют против, или не зачеркивают ее, если голосуют за.
Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума и наблюдателей.
По просьбе гражданина испорченный бюллетень для голосования может быть заменен новым. Испорченные бюллетени для голосования подлежат учету, погашению и хранятся отдельно.
Гражданин, не имеющий возможности в день голосования находиться по месту своего жительства, может затребовать у участковой комиссии по проведению референдума по месту своего жительства открепительное удостоверение, которое является основанием для включения его в список голосующих граждан на любом другом участке референдума.
В случаях, когда отдельные граждане по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по проведению референдума по их просьбе поручает членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих граждан, используя переносные ящики для голосования.
Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям граждан, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечаются в отдельном акте. Одновременно в списке голосующих граждан делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка референдума. По возвращении членов участковой комиссии в помещение участка референдума переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация и проведение голосования вне помещения участка референдума должны исключать возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления гражданина.
Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией по проведению референдума.

Статья 36. Подсчет голосов на участке референдума

По окончании голосования перед вскрытием ящиков для голосования в присутствии членов участковой комиссии по проведению референдума все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по проведению референдума.
Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией по проведению референдума после объявления председателем участковой комиссии по проведению референдума об окончании голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания голосования запрещается. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно — вначале переносных, затем стационарных ящиков для голосования.
Подсчет голосов проводится непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума.
При возникновении сомнений в действительности бюллетеня для голосования вопрос разрешается участковой комиссией по проведению референдума путем голосования. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии по проведению референдума.
Участковая комиссия по проведению референдума устанавливает общее число граждан, имеющих право на участие в референдуме, число граждан, получивших бюллетени.
На основании бюллетеней для голосования, находившихся в ящиках для голосования, комиссия устанавливает:
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;
число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.
Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по проведению референдума и оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую окружную комиссию по проведению референдума в установленном порядке.

Статья 37. Определение итогов голосования по округу

На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума окружная комиссия определяет:
общее число голосующих граждан по округу референдума;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;
число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.
Результаты голосования по округу устанавливаются на заседании окружной комиссии по проведению референдума и оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в Центральную избирательную комиссию Республики Узбекистан в установленном порядке.

Статья 38. Определение результатов референдума

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан на основании протоколов окружных комиссий по проведению референдума определяет:
общее число голосующих граждан Республики Узбекистан;
число граждан, получивших бюллетени для голосования;
число граждан, принявших участие в голосовании;
число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на референдум;
число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на референдум;
число бюллетеней для голосования, признанных недействительными.
Решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.
Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан признает референдум несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, внесенных в списки.
Итоги голосования на референдуме в целом или по отдельным округам либо по отдельным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе голосования нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании итогов голосования недействительными принимается Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан и может быть обжаловано в Верховный суд Республики Узбекистан в течение десяти дней со дня опубликования итогов референдума.
В случае признания итогов голосования по отдельным округам либо по отдельным участкам недействительными по решению Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан результаты голосования по таким округам или участкам исключаются из общих результатов, при условии, что без них референдум в целом может быть признан состоявшимся.
Итоги голосования подводятся на заседании Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и оформляются протоколом. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии. По итогам референдума Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан принимает решение.

VII. ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ И ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ
РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ НА РЕФЕРЕНДУМЕ


Статья 39. Опубликование итогов референдума

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан не позднее чем через десять дней после проведения референдума публикует принятое на референдуме решение.

Статья 40. Вступление в силу решений, принятых на референдуме

Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, если иное не вытекает из решения, принятого на референдуме.

Статья 41. Обязательность решения, принятого на референдуме

Решение, принятое на референдуме, имеет обязательную силу на всей территории Республики Узбекистан и не нуждается в каком-либо подтверждении актами органов государственной власти Республики Узбекистан.
Законы и иные нормативные акты Республики Узбекистан подлежат приведению в соответствие с решением референдума.
При принятии на референдуме решения, требующего изменения отдельных норм Конституции Республики Узбекистан, они приводятся в соответствие с решением референдума.

VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Финансирование референдума

Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, производятся за счет государственных средств Республики Узбекистан.
Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения референдума. Эти средства принимаются Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан для их использования в ходе подготовки и проведения референдума.

Статья 43. Ответственность за нарушение Закона о референдуме Республики Узбекистан

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права на участие в референдуме, вести агитацию по вопросам референдума, а также должностные лица, члены комиссий по проведению референдума, члены инициативной группы граждан, совершившие подлог документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность в установленном порядке.
См. статьи 146 и 147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.