Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

26 августа 2015 г.
№ ЗРУ-393

На государственном языке

 

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ

 

(Опубликован в газете «Народное слово» от 27 августа 2015 года № 168 (6321))

 

Глава 1. Общие положения
Глава 2. Государственное регулирование в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава 3. Права и обязанности юридических и физических лиц
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Глава 4. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения

Глава 5. Организация и проведение санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий

Глава 6. Заключительные положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
Статья 3. Основные понятия
Статья 4. Основные направления государственной политики в области
санитарно- эпидемиологического благополучия населения

Статья 5. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 7. Полномочия органов государственной власти на
местах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 8. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор
Статья 9. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор
Статья 10. Полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан
Статья 11. Полномочия главных государственных санитарных врачей
Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов

Статья 12. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Статья 13. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор
Статья 14. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных
некоммерческих организаций в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 15. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 17. Права и обязанности граждан в области санитарно-эпидемиологического
благополучия населения

Статья 18. Требования к разработке нормативно-технической документации
Статья 19. Требования к планировке, проектированию и строительству объектов,
техническому и технологическому переоборудованию предприятий и вводу их в эксплуатацию

Статья 20. Требования к содержанию территорий, сооружений, зданий,
эксплуатации оборудования и транспортных средств

Статья 21. Требования при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании,
утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов

Статья 22. Требования при обращении с радиоактивными веществами и
другими источниками ионизирующего излучения

Статья 23. Требования к заселению жилых помещений и их эксплуатации
Статья 24. Требования к пищевому сырью, продуктам питания, их производству,
транспортировке, хранению и реализации

Статья 25. Требования при поставке и реализации продукции, ввозимой из-за рубежа
Статья 26. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению
Статья 27. Требования к соблюдению санитарных правил, норм и
гигиенических нормативов, регламентирующих условия образования

Статья 28. Требования к условиям труда
Статья 29. Проведение специальных экспертиз
Статья 30. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия
Статья 31. Санитарная охрана территории Республики Узбекистан
Статья 32. Меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний
Статья 33. Проведение профилактических прививок
Статья 34. Дезинфекционные мероприятия
Статья 35. Обязательные медицинские осмотры
Статья 36. Гигиеническое обучение и воспитание граждан
Статья 37. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению
государственного санитарного надзора

Статья 38. Разрешение споров
Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения

Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов
Статья 41. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

 

 

 

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 2. Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

государственный санитарный надзор — деятельность по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

среда обитания человека — совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний и их устранение;

санитарно-эпидемиологическая обстановка — состояние среды обитания и здоровья населения на определенной территории в конкретно указанное время;

санитарно-эпидемиологическая служба — единая система, в которую входят центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом), дезинфекционные станции, центры профилактики чумы, карантинных и особо опасных инфекций, научно-исследовательские учреждения, осуществляющие деятельность в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающие особый режим хозяйственной и другой деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров;

инфекционные и паразитарные заболевания — заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды его обитания и возможностью передачи болезни от заболевшего человека или животного к здоровому человеку.

Глава 2. Государственное регулирование в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения


Статья 4. Основные направления государственной политики в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения

Основными направлениями государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
разработка и реализация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
повышение уровня санитарной культуры населения;
осуществление государственного санитарного надзора;
осуществление международного сотрудничества.

Статья 5. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы — документы, устанавливающие требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, являющиеся обязательными для соблюдения государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
утверждает и реализует государственные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координирует деятельность органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти на местах в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Органы государственной власти на местах:
участвуют в реализации государственных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах своих полномочий;
утверждают и реализуют территориальные программы в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
координируют деятельность соответствующих территориальных подразделений органов государственного и хозяйственного управления в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
осуществляют меры по улучшению санитарно-эпидемиологического состояния и сохранению чистоты территорий, повышению уровня санитарной культуры населения.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор

Государственный санитарный надзор осуществляется:
Республиканским Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов;
соответствующими структурными подразделениями Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, акционерного общества «Узбекистон темир йуллари».
Государственный санитарный надзор может осуществляться соответствующими структурными подразделениями других министерств и ведомств, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Республиканский Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента обеспечивают методическое руководство, координацию деятельности структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй настоящей статьи.

Статья 9. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор

Организация и осуществление государственного санитарного надзора возлагаются на:
Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан, главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителей;
руководителей соответствующих структурных подразделений Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан, акционерного общества «Узбекистон темир йуллари»;
иные должностные лица в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:
руководит санитарно-эпидемиологической службой, определяет основные задачи и приоритетные направления осуществления государственного санитарного надзора;
утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
утверждает нормативно-техническую документацию по определению влияния факторов окружающей среды на организм человека;
утверждает Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям;
определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
координирует мероприятия по санитарной охране территорий от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
при угрозе возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносит постановления о проведении соответствующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
выдает разрешения на ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ, химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции на основании их токсиколого-гигиенической оценки;
осуществляет контроль за целевым использованием республиканского и местных эпидемических фондов и материально-технических ресурсов, выделяемых на санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия;
рассматривает жалобы на решения учреждений санитарно-эпидемиологической службы, а также на действия (бездействие) их должностных лиц;
назначает главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан.

Статья 11. Полномочия главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов

Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов:
руководят подчиненными им учреждениями санитарно-эпидемиологической службы;
выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов;
определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;
проводят мероприятия по санитарной охране соответствующей территории от заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
осуществляют санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при устранении аварийных ситуаций и вспышек инфекционных и паразитарных заболеваний, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
выносят предписания по устранению допущенных нарушений законодательства, являющиеся обязательными к исполнению государственными и иными органами, юридическими и физическими лицами.
Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей районов и городов.
Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов и городов могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор

Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их полномочий предоставляется право:
а) требовать от государственных и иных органов, юридических и физических лиц устранения допущенных нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, с выдачей предписаний по их устранению;
б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в проектах строительства и реконструкции объектов;
в) в установленном порядке выдавать государственным и иным органам, юридическим и физическим лицам заключения:
по проектам планировки и застройки населенных пунктов и перспективным планам размещения объектов, а также по проектам строительства, реконструкции предприятий, зданий и сооружений;
по вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водопользования и условий спуска сточных вод после их очистки, утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;
о соответствии сооружений, жилых помещений, лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, производственных и санитарно-бытовых помещений, а также оборудования, транспортных средств санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам;
по представляемым предложениям об учебной нагрузке и примерном режиме занятий обучающихся в образовательных учреждениях;
г) в установленном законодательством порядке посещать объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью надзора за выполнением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
д) требовать от работодателей:
отстранения от работы лиц, систематически не выполняющих санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, противоэпидемический режим, с учетом особенностей производства и характера выполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
е) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для санитарно-гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;
ж) в установленном порядке привлекать к осуществлению государственного санитарного надзора специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств, а также представителей общественности.
Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан, главным государственным санитарным врачам Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов, городов, их заместителям, руководителям структурных подразделений, указанных в абзаце третьем части первой и части второй статьи 8 настоящего Закона, при нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в пределах их полномочий предоставляется право:
отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширение жилых, общественных, производственных и иных объектов, не отвечающих требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
приостанавливать эксплуатацию действующих сооружений, жилых помещений, производственных объектов, зданий культурно-бытового назначения, деятельность предприятий общественного питания и торговли, образовательных, лечебно-профилактических, санаторно-курортных и других учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, использование транспортных средств до устранения нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
приостанавливать строительство, реконструкцию населенных пунктов, зданий и сооружений и выполнение отдельных видов работ на указанных объектах в случаях нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, пищевого сырья и продуктов питания, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств, тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, продуктами питания и лекарственными средствами, изделий из них и иных товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения вредного влияния на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ, средств и методов;
запрещать использование воды, признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
вносить предложения работодателям о временном отстранении от работы лиц, являющихся источником инфекционных и паразитарных заболеваний, а также своевременно не прошедших медицинские осмотры;
ограничивать, приостанавливать и запрещать деятельность субъектов предпринимательства на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 13. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный
санитарный надзор

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:
вести в установленном порядке надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения со стороны государственных и иных органов, юридических и физических лиц;
предупреждать, выявлять и устранять нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
своевременно оповещать население о выявленных опасностях;
устанавливать причины и условия возникновения, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;
информировать юридических и физических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 14. Участие органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Органы самоуправления граждан:
участвуют в реализации государственных, территориальных и иных программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
оказывают содействие в реализации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
осуществляют общественный контроль на соответствующей территории за реализацией мероприятий в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий;
организуют на добровольных началах участие жителей соответствующей территории в работе по благоустройству и озеленению.
Органы самоуправления граждан могут участвовать и в иных мероприятиях в соответствии с законодательством.
Негосударственные некоммерческие организации могут оказывать содействие и необходимую помощь государственным и иным органам, участвующим в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Глава 3. Права и обязанности юридических и физических лиц в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 15. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право на:
получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;
участие в разработке органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также при осуществлении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в порядке, установленном законодательством;
обжалование решений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, действий (бездействия) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны:
выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор;
разрабатывать и реализовывать санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия при возникновении инфекционных и паразитарных заболеваний в целях их устранения;
обеспечивать безопасность продукции при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;
соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению продукции, выполнении работ и оказании услуг;
предоставлять органам государственной власти на местах, органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, достоверную информацию об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 17. Права и обязанности граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Граждане имеют право на:
благоприятную среду обитания;
получение от органов государственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания человека;
получение от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей информации о безопасности и качестве продукции, а также выполняемых работ и оказываемых услуг;
внесение предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Граждане обязаны соблюдать требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и не допускать действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Граждане могут иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Глава 4. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 18. Требования к разработке нормативно-технической документации

Юридические и физические лица, разрабатывающие нормативно-техническую документацию, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, до внедрения новых химических веществ и биологических средств, источников ионизирующего излучения и приборов, содержащих эти источники, материалов, технологических процессов, оборудования, парфюмерно-косметической продукции и других товаров народного потребления, обязаны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемической безопасности населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания, утилизации вредной продукции и отходов с представлением их на согласование Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.

Статья 19. Требования к планировке, проектированию и строительству объектов, техническому и технологическому переоборудованию предприятий и вводу их в эксплуатацию

Юридические и физические лица при планировке, проектировании и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий и вводе их в эксплуатацию обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

Статья 20. Требования к содержанию территорий, сооружений, зданий, эксплуатации оборудования и транспортных средств

Юридические и физические лица обязаны обеспечивать содержание территорий, сооружений, зданий лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, а также эксплуатацию оборудования, транспортных средств в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

Статья 21. Требования при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов

Юридические и физические лица в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.
Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых химических веществ, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.

Статья 22. Требования при обращении с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения

Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при добыче, производстве, выработке, переработке, использовании, хранении, обслуживании, транспортировке, обезвреживании, утилизации и захоронении радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения.

Статья 23. Требования к заселению жилых помещений и их эксплуатации

Жилые помещения, предоставляемые государственными организациями и иными собственниками, должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Не допускается проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.
Жильцы обязаны выполнять правила содержания дворовых, придомовых территорий и использования жилых помещений, утвержденные органами государственной власти на местах.

Статья 24. Требования к пищевому сырью, продуктам питания, их производству, транспортировке, хранению и реализации

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации пищевого сырья, продуктов питания, обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.
Ввоз в Республику Узбекистан и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ допускается только после токсиколого-гигиенической оценки с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.

Статья 25. Требования при поставке и реализации продукции, ввозимой из-за рубежа

Юридические и физические лица обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при поставке, реализации и использовании технологий, материалов, сырья и продукции, ввозимых из-за рубежа.

Статья 26. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества подаваемой воды санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам, а также государственным стандартам.
Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом, которые утверждаются органами государственной власти на местах.
Юридические и физические лица обязаны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд и нецентрализованного водоснабжения, санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

Статья 27. Требования к соблюдению санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, регламентирующих условия образования

В образовательных учреждениях должны соблюдаться соответствующие санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

Статья 28. Требования к условиям труда

Работодатели обязаны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы к производственным и санитарно-бытовым помещениям, производственным процессам, технологическому оборудованию, организации рабочих мест, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников.

Статья 29. Проведение специальных экспертиз

Санитарно-гигиеническая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, научно-исследовательскими, высшими образовательными учреждениями и другими организациями.
Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов определяются законодательством.

Глава 5. Организация и проведение санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий


Статья 30. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия включают в себя:
санитарную охрану территории Республики Узбекистан;
меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний;
проведение профилактических прививок;
дезинфекционные мероприятия;
обязательные медицинские осмотры;
гигиеническое обучение и воспитание граждан.
Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия могут включать и иные мероприятия в соответствии с законодательством.

Статья 31. Санитарная охрана территории Республики Узбекистан

Санитарная охрана территории Республики Узбекистан — это комплекс мер, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также предотвращение ввоза на территорию Республики Узбекистан товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ и грузов, представляющих опасность для человека.
Санитарная охрана территории Республики Узбекистан обеспечивается путем проведения санитарно-карантинного контроля и введения ограничительных мероприятий (карантина).
Санитарно-карантинный контроль проводится соответствующими органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан в установленном порядке.
В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и паразитарных заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, Совет Министров Республики Каракалпакстан, органы государственной власти на местах по представлению соответственно Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, районов и городов, их заместителей могут вводить в установленном порядке на соответствующих территориях или объектах ограничительные мероприятия (карантин).
Порядок и сроки проведения ограничительных мероприятий (карантина) определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан, органами государственной власти на местах.
Санитарная охрана территории Республики Узбекистан может обеспечиваться и иными мерами в соответствии с законодательством.

Статья 32. Меры, проводимые в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний

В очагах инфекционных и паразитарных заболеваний лечебно-профилактическими учреждениями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в установленном порядке проводятся меры, направленные на:
выявление, изоляцию и госпитализацию лиц с подозрением на инфекционные и паразитарные заболевания, а также лабораторное обследование контактных лиц и медицинское наблюдение за ними;
определение путей и факторов передачи инфекционных и паразитарных заболеваний и предотвращение их воздействия на человека.

Статья 33. Проведение профилактических прививок

Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.
Национальный календарь профилактических прививок определяет группы лиц, подлежащих профилактическим прививкам, порядок и сроки их проведения.
Национальный календарь профилактических прививок и порядок проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям утверждается Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан.

Статья 34. Дезинфекционные мероприятия

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, их локализации и устранения проводятся:
дезинфекционные мероприятия по эпидемическим показаниям — органами, осуществляющими государственный санитарный надзор;
профилактические дезинфекционные мероприятия — дезинфекционными станциями на основе заключенных договоров с юридическими и физическими лицами.

Статья 35. Обязательные медицинские осмотры

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, а также предупреждения профессиональных заболеваний работники ряда профессий и производств проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
Перечень профессий и производств, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам, порядок и сроки их проведения утверждаются Министерством здравоохранения Республики Узбекистан с предварительным уведомлением Федерации профсоюзов Узбекистана.

Статья 36. Гигиеническое обучение и воспитание граждан

Гигиеническое обучение и воспитание граждан направлены на овладение ими знаниями, умениями и навыками гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и проводится в целях профилактики заболеваний.
Гигиеническое обучение и воспитание граждан должно в установленном порядке проводиться:
в образовательных учреждениях;
перед допуском к работе, при переподготовке, повышении квалификации кадров, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевого сырья, продуктов питания и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 37. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора

Вмешательство в деятельность органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, с целью воспрепятствования их законной деятельности запрещается.

Статья 38. Разрешение споров

Споры в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 39. Ответственность за нарушение законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения

Лица, виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 40. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года № 657-ХII «О государственном санитарном надзоре» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 355);
2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года № 658-ХII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 356);
3) раздел X Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года № 70-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 6, ст.118);
4) раздел V Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 772-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст.124);
5) раздел I Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года № 125-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7-8, ст. 217);
6) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ-59 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536);
7) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 3 сентября 2010 года № ЗРУ-253 «О внесении изменений в статью 25 Закона Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» и статью 5 Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 333);
8) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98);
9) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 4 сентября 2014 года № ЗРУ-373 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 9, ст. 244);
10) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2014 года № ЗРУ-381 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 12, ст. 343).

Статья 41. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.