Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
21 сентября 2006 г.
№ ЗРУ-55

На государственном языке

 

О НАЛОГОВОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ


 (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г.,
№ 37-38, ст. 374; 2008 г., № 52, ст. 513; 2012 г., № 1, ст. 2)

 

Статья 1. Цель настоящего Закона
Статья 2. Законодательство о налоговом консультировании
Статья 3. Понятие налогового консультирования
Статья 4. Основные принципы налогового консультирования
Статья 5. Услуги по налоговому консультированию
Статья 6. Обязательное условие заключения договора
об оказании услуг по налоговому консультированию

Статья 6-1. Договор об оказании услуг
по налоговому консультированию

Статья 7. Уполномоченный государственный орган
в    сфере     налогового       консультирования

Статья 8. Совет по налоговому консультированию
Статья 9. Организация налоговых консультантов
Статья 10. Государственная  регистрация
организации  налоговых   консультантов

Статья 11. Права организации налоговых консультантов
Статья 12. Обязанности организации
налоговых консультантов

Статья 13. Отчет по налоговому консультированию
Статья 14. Налоговый консультант
Статья 15. Квалификационный сертификат
Статья 16. Квалификационные требования
Статья 17. Прекращение действия
квалификационного  сертификата

Статья 18. Аннулирование квалификационного сертификата
Статья 19. Помощник налогового консультанта
Статья 20. Гарантии  деятельности
по налоговому консультированию

Статья 21. Объединение налоговых консультантов
Статья 22. Разрешение споров
Статья 23. Ответственность по налоговому консультированию
Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства
о    налоговом    консультировании

Статья 25. Приведение законодательства
в   соответствие   с   настоящим  Законом

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области налогового консультирования.

Статья 2. Законодательство о налоговом консультировании

Законодательство о налоговом консультировании состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о налоговом консультировании, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Понятие налогового консультирования

Налоговым консультированием является деятельность организации налоговых консультантов по оказанию на договорной основе юридическим и физическим лицам (далее — клиенту (доверителю), услуг по налоговому консультированию.
См. предыдущую редакцию.
Не является налоговым консультированием:
разъяснение налогового законодательства органами государственной налоговой службы, органами государственной власти на местах и иными государственными органами в рамках осуществления ими своих полномочий;
оказание юридической помощи по вопросам налогообложения адвокатами;
консалтинговые и другие услуги аудиторских и иных организаций по налогообложению.
(пункт 3 дополнен частью второй Законом Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)

Статья 4. Основные принципы налогового консультирования

Налоговое консультирование основывается на принципах верховенства закона, самостоятельности и конфиденциальности.

Статья 5. Услуги по налоговому консультированию

Услуги по налоговому консультированию включают в себя:
См. предыдущую редакцию.
консультирование клиента (доверителя) по вопросам исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
(абзац второй статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
См. предыдущую редакцию.
оказание помощи клиенту (доверителю) при составлении налоговой отчетности;
(абзац третий статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
См. предыдущую редакцию.
определение и ведение учета объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
(статья 5 дополнена абзацем четвертым Законом Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
представительство от имени и по поручению клиента (доверителя) в суде, правоохранительных и контролирующих органах по вопросам налогообложения.

Статья 6. Обязательное условие заключения договора об
оказании услуг по налоговому консультированию

См. предыдущую редакцию.
Обязательным условием заключения договора об оказании услуг по налоговому консультированию является наличие полиса страхования гражданской ответственности организации налоговых консультантов.
(текст статьи 6 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
См. предыдущую редакцию.

Статья 6-1. Договор об оказании услуг по налоговому консультированию

Деятельность по налоговому консультированию осуществляется на основе договора об оказании услуг по налоговому консультированию, заключенного между организацией налоговых консультантов и клиентом (доверителем).
Порядок заключения, изменения и расторжения договора об оказании услуг по налоговому консультированию определяется настоящим Законом и иными актами законодательства.
Организация налоговых консультантов вправе заключать договор об оказании услуг по налоговому консультированию с клиентом (доверителем) независимо от места его жительства и местонахождения (почтового адреса).
Существенными условиями договора об оказании услуг по налоговому консультированию являются:
предмет налогового консультирования;
сроки оказания услуг по налоговому консультированию;
размер, условия и сроки производимой оплаты за оказываемые услуги по налоговому консультированию;
права и обязанности организации налоговых консультантов и клиента (доверителя);
сведения о наличии полиса страхования гражданской ответственности организации налоговых консультантов;
ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору, а также за нарушение прав и законных интересов третьих лиц.
В договор об оказании услуг по налоговому консультированию могут быть включены и иные условия в соответствии с законодательством.
(статья 6-1 введена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)

Статья 7. Уполномоченный государственный орган в сфере налогового консультирования

Уполномоченный государственный орган в сфере налогового консультирования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2007 года № 55 «О мерах по развитию сферы налогового консультирования» Министерство финансов Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в сфере налогового консультирования.
Уполномоченный государственный орган:
См. предыдущую редакцию.
разрабатывает и утверждает нормативно-правовые акты, в том числе национальные стандарты, регулирующие деятельность по налоговому консультированию;
(абзац второй части второй статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
выдает, прекращает действие и аннулирует квалификационный сертификат налогового консультанта (далее — квалификационный сертификат);
ведет реестр налоговых консультантов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Совет по налоговому консультированию

При уполномоченном государственном органе создается совет по налоговому консультированию, осуществляющий деятельность на общественных началах. В состав совета по налоговому консультированию могут входить представители государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, специалисты в области налогового консультирования.

Статья 9. Организация налоговых консультантов

Организация налоговых консультантов является коммерческой организацией, оказывающей услуги по налоговому консультированию.
Организация налоговых консультантов может создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества.
Для подробной информации см. параграф 2 главы 4 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
Руководитель организации налоговых консультантов должен быть налоговым консультантом.
Организация налоговых консультантов наряду с услугами по налоговому консультированию, предусмотреннымистатьей 5 настоящего Закона, может оказывать следующие услуги:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
составление финансовой отчетности;
консалтинг по бухгалтерскому учету, менеджменту и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности.

Статья 10. Государственная регистрация организации налоговых консультантов

Государственная регистрация организации налоговых консультантов осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями.
Порядок государственной регистрации и ведение государственного реестра организаций налоговых консультантов устанавливается законодательством.
См. Положение о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 августа 2003 года № 357.

Статья 11. Права организации налоговых консультантов

Организация налоговых консультантов имеет право:
получать от клиента (доверителя) документы и иные сведения, необходимые для осуществления налогового консультирования;
получать устные или письменные разъяснения от клиента (доверителя) по возникшим в процессе налогового консультирования вопросам;
запрашивать от учреждений и организаций в установленном законодательством порядке необходимую для осуществления налогового консультирования информацию, справки, документы и иные материалы;
обращаться в государственные органы по вопросам налогообложения (ходатайствовать, вносить предложения, подавать запросы, заявления, жалобы и т. п.) и получать ответ в установленном законодательством порядке;
См. предыдущую редакцию.
привлекать с согласия клиента (доверителя) на договорной основе к участию в налоговом консультировании других специалистов;
(абзац шестой части первой статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
отказываться от налогового консультирования при непредоставлении клиентом (доверителем) документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового консультирования.
См. предыдущую редакцию.
выступать в порядке, установленном законодательством, в качестве представителя участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, в органах государственной налоговой службы, а также в ходе досудебного урегулирования налогового спора и в суде;
(статья 11 дополнена абзацем восьмым в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
См. предыдущую редакцию.
оказывать услуги по налоговому консультированию во время проведения налоговых проверок.
(статья 11 дополнена абзацем девятым в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
Организация налоговых консультантов может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором об оказании услуг по налоговому консультированию.

Статья 12. Обязанности организации налоговых консультантов

Организация налоговых консультантов обязана:
использовать предусмотренные законодательством способы и средства защиты прав и законных интересов клиента (доверителя);
соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении налогового консультирования;
предъявлять по требованию клиента (доверителя) при заключении договора об оказании услуг по налоговому консультированию квалификационный сертификат;
в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о причинении клиенту (доверителю) его должностными лицами и другими работниками убытков, а также нарушения законодательства сообщать об этом клиенту (доверителю).
Организация налоговых консультантов может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором об оказании услуг по налоговому консультированию.

Статья 13. Отчет по налоговому консультированию

См. предыдущую редакцию.
Организация налоговых консультантов, оказывающая услуги по налоговому консультированию, предоставляет клиенту (доверителю) отчет по налоговому консультированию в порядке, установленном национальными стандартами.
См. Национальный стандарт налогового консультирования (НСНК № 2) «Порядок составления и предоставления клиенту (доверителю) отчета по налоговому консультированию» (рег. № 2375 от 28.06.2012 г.).
(часть первая статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
Отчет по налоговому консультированию содержит информацию о предмете налогового консультирования, указанном в договоре об оказании услуг по налоговому консультированию.
Информация, содержащаяся в отчете по налоговому консультированию, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.
Отчет по налоговому консультированию подписывается постранично налоговым консультантом, осуществлявшим налоговое консультирование, утверждается руководителем организации налоговых консультантов и заверяется печатью этой организации.

Статья 14. Налоговый консультант

Налоговым консультантом является физическое лицо, получившее квалификационный сертификат.
Налоговый консультант может привлекаться к налоговому консультированию, если он состоит в штате организации налоговых консультантов, или в случае заключения с ним организацией налоговых консультантов договора гражданско-правового характера.
Налоговый консультант обязан повышать свою квалификацию в порядке, установленном уполномоченным государственным органом.

Статья 15. Квалификационный сертификат

Право на осуществление деятельности по налоговому консультированию подтверждается квалификационным сертификатом, выдаваемым физическому лицу в порядке, установленном законодательством.
См. Положение о порядке выдачи, прекращения действия и аннулирования квалификационного сертификата налогового консультанта (рег. № 1750 от 17.12.2007 г.).
Квалификационный сертификат выдается на неограниченный срок и действителен на всей территории Республики Узбекистан.

Статья 16. Квалификационные требования

Претендентом на получение квалификационного сертификата может быть лицо, отвечающее следующим требованиям:
имеющее высшее образование;
прошедшее специальный курс обучения по подготовке налоговых консультантов;
См. предыдущую редакцию.
имеющее стаж работы не менее пяти лет после окончания высшего образовательного учреждения, в том числе по экономической или юридической специальности не менее двух лет.
(абзац четвертый части первой статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2012 года № ЗРУ-316 — СЗ РУ, 2012 г., № 1, ст. 2)
Специальный курс обучения по подготовке и повышению квалификации налоговых консультантов осуществляют государственные и негосударственные образовательные учреждения, аккредитованные в установленном порядке, на основе программы обучения, утвержденной уполномоченным государственным органом.
Лицо, отвечающее квалификационным требованиям, имеет право обратиться в уполномоченный государственный орган с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена.
Организация и порядок проведения квалификационного экзамена определяются положением, утверждаемым уполномоченным государственным органом.

Статья 17. Прекращение действия квалификационного сертификата

Основанием для прекращения действия квалификационного сертификата является:
заявление налогового консультанта;
предоставление налоговым консультантом полученных в ходе налогового консультирования сведений третьим лицам без письменного разрешения клиента (доверителя);
совершение в течение года более двух нарушений законодательства при осуществлении налогового консультирования;
неучастие в течение трех лет в деятельности по налоговому консультированию, а также непрохождение в установленном порядке повышения квалификации;
установление факта передачи квалификационного сертификата другому физическому лицу в целях использования для участия в налоговом консультировании;
вступление в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в финансово-хозяйственной сфере;
вступление в законную силу решения суда о признании гражданина в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
Действие квалификационного сертификата прекращается с даты принятия решения о его прекращении.
Лицо, действие квалификационного сертификата которого прекращено по основаниям, предусмотренным абзацами третьимчетвертым и шестым части первой настоящей статьи, не вправе обращаться в уполномоченный государственный орган с заявлением о получении квалификационного сертификата в течение трех лет со дня принятия решения о прекращении действия квалификационного сертификата.
Решение уполномоченного государственного органа о прекращении действия квалификационного сертификата может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 18. Аннулирование квалификационного сертификата

Основанием для аннулирования квалификационного сертификата является:
установление незаконности решения уполномоченного государственного органа о выдаче квалификационного сертификата;
установление факта получения квалификационного сертификата с использованием подложных документов.
Решение об аннулировании квалификационного сертификата действует с даты его выдачи.
Лицо, квалификационный сертификат которого аннулирован по основаниям, предусмотренным абзацем третьим части первой настоящей статьи, не вправе обращаться в уполномоченный государственный орган с заявлением о получении квалификационного сертификата в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного сертификата.
Решение уполномоченного государственного органа об аннулировании квалификационного сертификата может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.

Статья 19. Помощник налогового консультанта

Помощником налогового консультанта может быть физическое лицо, не имеющее квалификационного сертификата и выполняющее поручения налогового консультанта, связанные с налоговым консультированием, без права подписи отчета по налоговому консультированию.
Условия труда помощника налогового консультанта определяются трудовым договором, заключенным с организацией налоговых консультантов, в порядке, установленном законодательством.
См. статьи 77—87 Трудового кодекса Республики Узбекистан.
Время работы в качестве помощника налогового консультанта включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата.

Статья 20. Гарантии деятельности по налоговому консультированию

Запрещается вмешательство третьих лиц в деятельность организаций налоговых консультантов, требование от них каких-либо сведений, полученных при оказании ими профессиональных услуг, а также требование подобных сведений от налоговых консультантов, помощников налоговых консультантов и других лиц, участвующих в процессе оказания услуг по налоговому консультированию.
У лиц, осуществляющих налоговое консультирование, не могут быть изъяты или подвергнуты досмотру документы, подготовленные в связи с исполнением ими обязанностей по налоговому консультированию.
Налоговый консультант и его помощник не могут быть допрошены в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением ими профессиональных обязанностей.
Налоговые консультанты и их помощники не могут быть привлечены судом, правоохранительными и контролирующими органами в качестве экспертов и специалистов, а также к осуществлению проверок.
Лица, состоящие на службе в органах государственной власти и управления, не могут привлекаться к налоговому консультированию.
Организация налоговых консультантов не может быть создана органами государственной власти и управления, а также органами хозяйственного управления.
Должностные лица органов государственной власти и управления, а также иные лица, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями организации налоговых консультантов.
См. постановление Кабинета Министров при Президенте Республики Узбекистан от 6 марта 1992 года № 103 «О перечне должностных лиц, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью»

Статья 21. Объединение налоговых консультантов

Налоговые консультанты и (или) организации налоговых консультантов в целях представления и защиты общих интересов имеют право создавать объединение налоговых консультантов в порядке, установленном законодательством.
Для подробной информации см. статью 77 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Закон Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» и Закон Республики Узбекистан «О палатах товаропроизводителей и предпринимателей».

Статья 22. Разрешение споров

Споры в области налогового консультирования разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 23. Ответственность по налоговому консультированию

Организация налоговых консультантов несет ответственность за причинение ущерба клиенту (доверителю) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договора об оказании услуг по налоговому консультированию. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные клиенту (доверителю), подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
Налоговый консультант в соответствии с законодательством несет перед организацией налоговых консультантов ответственность за ущерб, причиненный в результате некачественного выполнения работы, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для организации налоговых консультантов.
См. статью 706 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Статья 24. Ответственность за нарушение законодательства о налоговом консультировании

Лица, виновные в нарушении законодательства о налоговом консультировании, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 25. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.