Нормативно-правовая база
Кодексы Республики Узбекистан

Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Градостроительный кодекс
Гражданский кодекс
Гражданский процессуальный кодекс
Жилищный кодекс
Земельный кодекс
Кодекс об административной ответственности
Налоговый кодекс
Семейный кодекс
Таможенный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовно-исполнительный кодекс
Уголовно-процессуальный кодекс
Уголовный кодекс
Хозяйственно процессуальный кодекс

Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20 ноября 1991 г.
№ 429-XII

На государственном языке

 

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

 

(Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 2, ст. 80; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287; № 51, ст. 514; 2008 г., № 52, ст. 513)

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
II. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ
III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Исходя из интересов народа, основываясь на Законе «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», государство разрабатывает и осуществляет молодежную политику, направленную на создание условий для социального и духовного развития молодежи республики.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и принципы государственной молодежной политики

Молодежная политика является приоритетным направлением государственной деятельности Республики Узбекистан в целях создания социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала в интересах всего общества.
Государственная молодежная политика в Республике Узбекистан основывается на следующих принципах:
забота о молодежи независимо от национальной, расовой, языковой, религиозной принадлежности, социального положения, пола, образования и политических убеждений:
правовая и социальная защита молодежи;
преемственность национальных, культурных традиций, духовная связь поколений;
поддержка молодежных инициатив, гарантия свободы выбора молодежью путей реализации своих интересов, осуществляемых в рамках Конституции и законов Республики Узбекистан;
непосредственное участие молодежи в формировании и реализации политики и программ развития общества, в особенности жизни молодежи республики;
единство прав и обязанностей, свобод и гражданской ответственности.

Статья 2. Компетенция Республики Узбекистан в области государственной молодежной политики

Ведению Республики Узбекистан в области государственной молодежной политики подлежат:
определение социально-экономических, правовых и организационных начал государственной молодежной политики на территории республики;
разработка и обеспечение мер социальной защиты молодежи;
создание органов управления государственной молодежной политики;
разработка и осуществление республиканских комплексных и целевых программ в области государственной молодежной политики;
распоряжение финансовыми средствами, предназначенными для осуществления государственной молодежной политики;
представительство интересов молодежи республики в рамках межреспубликанских и международных обязательств Узбекистана;
правовое регулирование общественных отношений молодежи и ее объединений на территории республики;
экономическая, правовая и организационная поддержка инициатив молодежи республики, ее общественных объединений;
контроль за соблюдением всеми субъектами права определенных законодательством Республики Узбекистан обязанностей по отношению к молодежи, другие вопросы формирования и осуществления молодежной политики в Республике Узбекистан.

Статья 3. Компетенция Республики Каракалпакстан в области государственной молодежной политики

Республика Каракалпакстан самостоятельно определяет и реализует государственную молодежную политику, за исключением абзаца седьмого статьи 2 настоящего Закона.

Статья 4. Законодательство о государственной молодежной политике

Государственная молодежная политика основывается на Конституции, настоящем Законе и других законодательных актах Республики Узбекистан, регулирующих социальные, экономические и иные отношения, затрагивающих интересы молодежи.
Настоящим Законом Республика Узбекистан определяет основные начала государственной молодежной политики, распространяющейся на граждан в возрасте от 14 до 30 лет, и признает его в качестве правовой основы для развития и систематизации соответствующего законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и иных актах законодательства Республики Узбекистан о государственной молодежной политике, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Субъекты государственной молодежной политики

Субъектами государственной молодежной политики в Республике Узбекистан являются органы государственной власти и управления, молодежь — в лице своих общественных объединений.

II. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДЕЖИ

Статья 6. Правовая задача молодежи и ее обеспечение

Правовая защита молодых граждан включает юридически закрепленные обязанности государственных и общественных организаций, объединений, предприятий по отношению к молодежи, охрану достоинства личности в семье, трудовом и учебном коллективах, по месту жительства.
Правовая защита молодежи осуществляется органами представительной, исполнительной, судебной власти, а также правоохранительными органами в порядке, определяемом законодательством Республики Узбекистан.
Молодые граждане Республики Узбекистан обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательных актах. Какие-либо прямые или косвенные ограничения законных прав и интересов молодежи по признакам возраста не допустимы и влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Вопросы дееспособности несовершеннолетних, защиты прав отдельных категорий молодых граждан (инвалидов, домохозяек, воспитанников детских домов и т. п.) регулируются законодательством Республики Узбекистан.
В Республике Узбекистан запрещаются любые действия, приводящие к подрыву нравственных устоев в молодежной среде, в том числе пропагандирующие культ насилия, порнографию и жестокость.

Статья 7. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей

Применение принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе: возложение обязанности загладить причиненный вред, штраф, привлечение к общественно-полезным работам, исправительные работы, арест, лишение свободы, помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения несовершеннолетних осуществляются только на основании приговора, либо решения суда.
Государство гарантирует соблюдение прав и уважение достоинства личности, более гуманный режим содержания несовершеннолетних правонарушителей, создает условия для осуществления контроля со стороны Кенгашей народных депутатов и общественности за их содержанием в местах лишения свободы. Для несовершеннолетних правонарушителей предусматривается дифференцированный режим содержания в местах лишения свободы с учетом тяжести совершенного преступления и возраста.
(часть вторая статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 8. Права молодежи в сфере образования

Права и обязанности учащихся и студентов во взаимоотношениях с администрацией учебно-воспитательных учреждений устанавливаются законодательными актами республики Узбекистан, а также решениями органов самоуправления соответствующих учреждений. Учащиеся, студенты или их законные представители участвуют в разработке соответствующих правил, договоров (соглашений) с администрацией учебных заведений.
Не допускается привлечение учащихся и студентов к общественному производству во время учебного процесса, за исключением случаев, когда такая работа соответствует избранной ими специальности и является формой учебно-производственной практики либо случаев добровольного коллективного или индивидуального труда учащихся и студентов в свободное от учебы время. Указанная трудовая деятельность допускается при наличии надлежащим образом оформленного договора в соответствии с трудовым или гражданским законодательством.
Учащимся и студентам учебных заведений предоставляется право на приобретение по льготным ценам ученических товаров, учебников и школьной формы. Перечень товаров и порядок их реализации устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 января 1998 г. № 4 «О совершенствовании обеспечения системы непрерывного образования учебниками и учебной литературой».
(часть третья статьи 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 9. Государственная поддержка талантливой молодежи в Республике Узбекистан

Государство оказывает особую поддержку талантливой молодежи. Государственные организации и общественные объединения, должностные лица обязаны оказывать содействие выявлению и творческому становлению талантливой молодежи. В этих целях в Республике Узбекистан действуют государственные учреждения, общественные объединения, комиссии, обеспеченные материально-технической базой для поиска, защиты и поддержки талантливой молодежи в сферах науки, техники, экономики, управления и искусства. Финансирование мероприятий по поддержке талантливой молодежи осуществляется из республиканского и местных бюджетов и других источников.
(текст статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г. № 621-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287)

Статья 10. Социальная защита молодежи

Социальная защита молодежи — это совокупность государственных гарантий, предоставляемых молодым гражданам, их семьям, для обеспечения физического, умственного, нравственного развития и общественного становления в интересах народа Узбекистана.
В Республике Узбекистан для молодежи устанавливается минимум социальной обеспеченности, гарантирующий:
бесплатное медицинское обслуживание;
бесплатное образование;
посещение спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных учреждений на льготных условиях;
льготные кредиты на строительство жилья, обзаведение домашним хозяйством;
право на первоначальную трудовую занятость или материальную компенсацию в соответствии с действующим законодательством;
учет потребностей молодежи при проектировании и строительстве объектов социальной инфраструктуры;
транспортные льготы для учащихся, студенческой молодежи и несовершеннолетних молодых граждан;
компенсационные выплаты несовершеннолетним гражданам.
Специальные меры социальной защиты несовершеннолетних, отдельных категорий молодых граждан (инвалидов, домохозяек, воспитанников детских домов, учащихся, студентов, демобилизованных военнослужащих, воинов запаса и т. д.), а равно порядок осуществления их прав устанавливаются законодательством Республики Узбекистан.
Для дополнительной информации см. Положение о порядке обеспечения сирот и детей, оставшихся без присмотра родителей, содержащихся в полном государственном обеспечении денежными пособиями и пособиями для покупки одежды, обуви и принадлежностей, а также обеспечения их проездными карточками, утвержденное постановлением Министерства народного образования, Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан (рег. № 1187 от 11.11.2002 г.).

III. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН


Статья 11. Организационное обеспечение государственной молодежной политики

Разработка государственной молодежной политики осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Реализация государственной молодежной политики возлагается на Государственный Совет Республики Узбекистан по делам молодежи и на другие государственные органы, а на местах — на исполнительные органы Кенгашей народных депутатов.
Функции, полномочия и структура Государственного Совета Республики Узбекистан по делам молодежи определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственный Совет Республики Узбекистан по делам молодежи совместно с соответствующими министерствами и ведомствами разрабатывает и вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан научно обоснованные социальные нормы и нормативы финансирования мероприятий, вытекавших из государственной молодежной политики.
Государственный Совет Республики Узбекистан по делам молодежи ежегодно представляет Олий Мажлису и Президенту Республики Узбекистан доклад о положении молодежи.
(статья 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 12. Государственная программа реализации молодежной политики

Молодежная политика осуществляется на основе государственной программы, которая разрабатывается Кабинетом Министров Республики Узбекистан и утверждается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Основной целью разработки и реализации государственной программы является создание условий, обеспечивающих социальную поддержку молодежи, защиту человеческого достоинства, специфических, экономических, политических, социально-культурных интересов молодых людей, оказание содействия в трудовой занятости молодежи в народном хозяйстве на принципах добровольности и возможности выбора.
В реализации государственной программы участвуют предприятия, независимо от вида собственности, общественные и другие организации.
Государственная программа обеспечивается материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Местные органы власти разрабатывают программы, как в виде подпрограмм, так и в виде самостоятельных документов. Реализация программ обеспечивается средствами местного бюджета и иных источников финансирования.

Статья 13. Социальная служба молодежи

В целях социальной защиты молодежи, молодых семей, поддержки молодежных общественных объединений и их предприятий, содействия реализации гражданской самодеятельности в Республике Узбекистан действует государственно-общественная социальная служба молодежи.
Направлениями деятельности социальной службы молодежи являются:
осуществление психолого-педагогической, медико-биологической, юридической помощи и консультирование несовершеннолетних и других молодых граждан;
социальная помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу их физических недостатков;
социальная помощь молодым семьям;
правовая защита молодежи в трудовых и учебных коллективах;
социальная помощь в специальных воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;
социальное восстановление (реадаптация) молодых граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных воспитательных учреждений;
поддержка и развитие коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности молодежи;
правовая пропаганда, информирование молодежи о возможностях реализации ее интересов в сферах трудоустройства, образования и профессиональной подготовки, досуга, туризма и спорта;
содействие развитию форм молодежного самоуправления;
организация содержательного досуга молодежи по месту жительства и другие функции по оказанию помощи молодежи.
Местные органы власти и управления определяют конкретную модель социальной службы с учетом территориальных особенностей.

Статья 14. Привлечение негосударственных организаций и граждан к оказанию социальной помощи молодежи

Привлечение молодежных общественных объединений, других негосударственных организаций и их деятельность по оказанию социальной помощи молодежи осуществляются на договорной основе с исполнительными органами Кенгашей народных депутатов, Государственным Советом Республики Узбекистан по делам молодежи и другими ведомствами республики. В договорах определяются виды и содержание деятельности, направленной на удовлетворение запросов молодежи, условия оказания финансовой и материальной поддержки по обязательствам сторон.
(текст статьи 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 15. Экономическое обеспечение государственной молодежной политики

Финансирование мероприятий в области государственной молодежной политики обеспечивается за счет средств бюджетов, молодежных и иных фондов.
За счет ассигнований республиканского и местных бюджетов, а также республиканских и иных фондов финансируются:
республиканские комплексные и целевые программы государственной молодежной политики;
расходы целевого назначения, направляемые для ускоренного решения неотложных задач в области государственной молодежной политики;
расходы по поддержке социально значимых программ молодежных общественных объединений;
расходы по содержанию Государственного Совета Республики Узбекистан по делам молодежи и подведомственных ему учреждений;
расходы на финансирование межрегиональных и международных контактов молодежи в соответствии с заключенными Республикой Узбекистан договорами;
расходы по обеспечению устанавливаемого Правительством Республики Узбекистан государственного гарантированного минимума социальной обеспеченности молодых граждан;
расходы, связанные с компенсационными выплатами несовершеннолетним гражданам.

Статья 16. Содействие государства социальному развитию молодежи

Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются социальные льготы, в том числе: выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, долгосрочные кредиты на приобретение жилых домов и квартир, уплату вступительных паевых взносов в жилищно-строительные кооперативы, обзаведение домашним хозяйством (в т. ч. приобретение скота), приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, внесение платы за обучение в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели. Кредиты молодежи выдаются банками под пониженные проценты и погашаются в льготном порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 26 июля 2001 г. № 318 «О предоставлении образовательных кредитов для обучения в высших учебных заведениях на платно-контрактной основе».
Отдельным категориям молодых граждан в соответствии с законодательством Республики Узбекистан устанавливаются льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (за исключением такси) и городским пассажирским транспортом.
См. Указ Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 1992 г. № УП-517 «О ежегодных зимних каникулах учащихся и студентов Республики Узбекистан».
 (часть третья статьи 16 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 1 мая 1998 г. № 621-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 5-6, ст. 102)

Статья 17. Молодежные фонды

В Республике Узбекистан в целях развития научной, технической, культурной и иной творческой деятельности, международного сотрудничества, поддержки молодежных инициатив, способствующих решению молодежных проблем, создаются государственно-общественные молодежные фонды.
 (часть вторая статьи 17 исключена в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 31 декабря 2008 года № ЗРУ-197 — СЗ РУ, 2008 г., № 52, ст. 510)
Порядок создания, деятельности и источники образования государственно-общественных фондов молодежи определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 мая 2001 г. № 240 «Об оказании содействия в организации деятельности общественного движения молодежи Узбекистана «Камолот».
(часть третья статьи 17 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)

Статья 18. Государственная поддержка молодежного предпринимательства

Государство поддерживает и развивает экономическую самостоятельность молодежи, ее участие в народных и кустарных промыслах, деятельность молодежных предприятий.
Молодежными предприятиями считаются предприятия, в списочном составе работающих которых доля молодых граждан до 30 лет составляет не менее 75 процентов, созданные учащимися школ, средних специальных учебных заведений, студентами высших учебных заведений дневной формы обучения, молодыми учеными для проведения научно-исследовательских, инновационных и внедренческих работ, а также созданные молодежными организациями для выполнения работ по производству товаров молодежного ассортимента и оказанию услуг, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(часть вторая статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Для молодежных предприятий согласно законодательству Республики Узбекистан устанавливаются льготы: по кредитованию, инвестициям, обеспечению необходимым средствами производства, земельными участками, по страхованию их коммерческих рисков.
(часть третья статьи 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 1 мая 1998 г. № 621-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1998 г., № 5-6, ст. 102)

Статья 19. Молодежные общественные объединения в Республике Узбекистан

Молодежным общественным объединением в Республике Узбекистан признается зарегистрированное в установленном порядке добровольное формирование граждан, имеющее одной из главных целей реализацию и защиту гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, а также развитие активности и самодеятельности молодежи республики.
См. статьи 21—27 Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» и Положение о порядке государственной регистрации негосударственных некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2014 года № 57.
В Уставе (положении, ином основополагающем акте) молодежного общественного объединения должно быть предусмотрено возрастное ограничение для его членов или участников (30 лет). Число членов (участников) общественного объединения, возраст которых свыше 30 лет, не должно превышать 10 процентов от общей численности молодежного общественного объединения.
Молодежные общественные объединения участвуют в разработке государственной, комплексных и целевых программ по реализации молодежной политики.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Контроль за исполнением настоящего Закона

Контроль за реализацией настоящего Закона осуществляется Олий Мажлисом Республики Узбекистан, Кенгашами народных депутатов и соответствующими государственными органами.
(часть первая статьи 20 в редакции Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2004 г. № 714-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 51, ст. 514)
Высший надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Закона всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Прокурора Республики Узбекистан.

Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Должностные лица органов государственной власти и управления несут ответственность за соблюдение положений настоящего Закона в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
Любые подзаконные акты, противоречащие настоящему Закону, являются недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия.
Ущерб, причиненный субъектам государственной молодежной политики в результате незаконных действий, подлежит возмещению в полном объеме на основании решения соответствующего суда.

 

 

Смотрите официальную версию на Lex.Uz

 

 







2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.