Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

При оформлении справки в Госкомземлегеодезкадастре путем сдачи оригинала кадастрового дела, мне вернули его ксерокопию. После моего письменного обращения  в кадастре просто поставили на ксерокопию круглую печать и на этом дело закончилось, обьяснив, что оригинал они потеряли. Что мне делать? Можно ли оформлять договора с недвижимостью на основании копии кадастрового дела с печатью кадастра? Неясно какие документы необходимо предоставить в кадастр для получения справки? Как оформляется дубликат (можно ли получить взамен утерянного новое дело которое меняется каждые пять лет)?


Госкомгеодезкадастр не имел права терять кадастровое дело и тем более не имел заменять его на ксерокопию даже с проставленной печатью.

Согласно пункта 18 «Положения о порядке ведения государственного кадастра зданий и сооружений» от 02.06.1997 г. N 278 указано, что "Кадастровые данные составляются на основе подлинных документов или надлежаще оформленных копий: решения государственных органов, договоров (купли-продажи, дарения, мены, аренды, ренты и т. д.), проектно-сметной документации зданий и сооружений, других данных о ранее произведенных регистрациях". 

Належаще оформленными копиями являются только нотариально заверенные копии документов, а не ксерокопии. 

В соответствии с пунктом 41 
«Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 07.01.2014 г. за N 1 предписано, что "Для государственной регистрации прав на недвижимое имущество представляются подлинники документов, которые после регистрации возвращаются владельцу прав".

При этом пунктом 47 «Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» от 07.01.2014 г. за N 1 сказано, что "При отсутствии документов, подтверждающих право собственности, указанных в пунктах 42 - 46 настоящего Положения, а также в случае возникновения сомнения в подлинности или правильности представленных документов вопрос о праве собственности или ином вещном праве на здание, сооружение решается в исковом порядке судом". 

В вашем случае, Госкомземгеодезкадастр обязан был восстановить потерянное кадастровое дело, а не ограничиваться ксерокопией, выдача которой в аналогичной ситуации не предусмотрено законодательством. Отсутствие оригиналов документов будет служить причиной отказа нотариусами в оформлении договоров с жильём. Кроме того, есть риск, что потерянные оригиналы документов могут быть использованы в неправомерных целях.  

Для решения сложившейся ситуации Вы обязаны выйти с письменным заявлением по восстановлению кадастрового дела в Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в Ташкенте и с описанием вашего случая. Также Вы можете параллельно обратиться в органы прокуратуры за защитой ваших имущественных прав и для принуждения органов кадастра вернуть Вам оригиналы документов или восстановить их.  

Дополнительно сообщаем, что согласно пункта 37 «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» от 30.03.2010 г. за N 2090 установлено, что "Сделки об отчуждении и залоге (ипотеке) имущества, подлежащего государственной регистрации, могут быть удостоверены при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое (ипотечное) имущество, и других документов. При удостоверении сделок ксерокопии документов не могут заменить подлинники и дубликаты документов".

Также согласно разделов 11 и 10 «Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами» от 30.03.2010 г. за N 2090 предусмотрено, что "133. При удостоверении договора имущественного найма нотариус требует предоставления следующих документов:
документ, подтверждающий право на имущество (оставляется копия, подлинник возвращается);". 

"136. При удостоверении в нотариальном порядке договора найма недвижимого имущества (жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры и т.п.), принадлежащего гражданам на праве собственности, нотариус требует предоставления следующих документов: 
документ, подтверждающий принадлежность недвижимого имущества наймодателю на праве собственности (оставляется копия, подлинник возвращается);".  

http://legamb.uz/Docs/Docs%20list/Notary/Notary%20rental%20house.htm 

http://legamb.uz/Docs/Docs%20list/Notary/Notary%20rental.htm 

Исходя из вышеизложенного для нотариуса необходимо будет предоставить оригиналы кадастрового дела. 

По пункту 8 «Положения о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» утверждённого Постановлением Кабинета Министров РУз от 07.01.2014 г. за N 1 предусмотрено, что "Юридические и физические лица, являющиеся собственниками либо обладающие вещными правами на недвижимое имущество, или их уполномоченные лица в месячный срок со дня возникновения, перехода, ограничения и прекращения права собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество либо изменения правового положения недвижимого имущества обязаны обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию, по месту расположения недвижимого имущества для их государственной регистрации.

К заявлению прилагается кадастровое дело на недвижимое имущество, подготовленное органом, осуществляющим государственную регистрацию. 

Заявление юридических и физических лиц регистрируется в реестре заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению. О получении заявления и приложенного к нему кадастрового дела сотрудник отдела "одно окно" выдает заявителю расписку". 

Согласно пункту 58 Положения указано, что "
Справки выдаются на основании записей в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними по данным кадастровых дел и уполномоченных органов по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению".

Под кадастровым делом в Положении понимается свод документов, материалов и данных кадастровых съемок, технических инвентаризаций и паспортизации, специальных обследований и изысканий, качественной и стоимостной оценки объекта, необходимых для формирования, учета и последующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что нигде в Положении не говорится о копиях документов, для получения справки в орган Госкомземгеодезкадастра подаётся подлинники кадастрового дела и заявление на получение справки.

Выдача дубликата не регламентировано в Постановлении Кабинета Министров РУз от 07.01.2014 г. за N 1, поскольку не предусмотрена сама потеря документов. Однако, принимая во внимание, что орган Госкомземгеодезкадастра является органом формирующим кадастровое дело, и с учётом вины во всём произошедшем, орган Госкомземгеодезкадастра должен восстановить оригиналы документов или выдать их дубликат (тот же оригинал, но с именем дубликата).

Дополнительно сообщаем, что вопрос получения дубликатов документов указан в ст. 42 Закона "О нотариате", где предусмотрено, что "В случае утраты документов, удостоверенных или выданных нотариусом, экземпляры которых хранятся в делах нотариальной конторы, по письменным заявлениям физических и юридических лиц или их законных представителей, от имени или по поручению которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов. Выдача дубликатов производится с соблюдением требований статей 6 и 40 настоящего Закона".

То есть, если кадастровое дело ранее проходило через удостоверение нотариуса, у него должна оставаться копия документов, на основании которых он сможет вам сделать дубликат.  

 

 

 

Август 7, 2015

 

 

 

 

Тимур Абдулазизов
юридический эксперт

 

 

 

 




2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.