Напишите нам, мы в онлайне!

O'zbekcha Русский English



 

 

Просим провести юридическую экспертизу контракта FIDIC на строительные работы, по которому заказчиком не выплачивается подрядчику полная контрактная стоимость за выполненный объём работ и дать обоснование контрактной позиции сторон требовать или отказывать в оплате указанной стоимости заключенного контракта.

 

Контракт заключенный между сторонами за №7 заключенный в 2012 году, по причине неясностей и для достижения одинакового понимания между сторонами, был изучен на соответствие взаимных претензий сторон международным нормам FIDIC и условиям правоприменительного законодательства. По результатам рассмотрения контрактных документов, в контексте международного и национального законодательства были сделаны следующие выводы, существенно влияющие на текущие контрактные взаимоотношения сторон и понимание контрактных условий.
       
Контракт №7 от 2012 года, на выполнение стоительных работ (далее - Контракт) по тендеру и по финансированию Всемирного банка является контрактом FIDIC, разработанный Международной федерацией инженеров-консультантов, для типовых контрактов на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» условия которых регламентированы в «Оранжевой и Серебряной книгах» FIDIC.

Согласно подпункта а) пункта 13.1 «Серебряной книги» FIDIC «Цена контракта и оплата» установлено, что «оплата работ по строительству Объектов производится единовременно на основании паушальной цены». При этом, в подпункте b) пункта 13.1 указано, что «Цена Контракта не подлежит корректировке в зависимости от изменений стоимости рабочей силы, материалов или прочих вопросов». Под паушальной ценой понимается, твёрдая цена контракта, не подлежащая изменению. Тот же самый принцип закреплён в пункте 97 Приложения Постановления Кабинета Министров РУз за №302 от 03.07.2003 г. “Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан ” где обозначено, что «Цена, установленная на конкурсных торгах, является твердой ценой». Других альтернатив ценового регулирования контрактов международные и национальные тендерные нормы не предусматривают.

Контракт, будучи подконтрольным, национальному законодательству Узбекистана и тендерной документацией FIDIC, на основании подпунктов (k) и (а) пункта 1 Контракта означает твёрдую сумму, принятую в Уведомлении о принятии 5 млн. долларов США, размер которой может изменяться только на основании изменения объёма работ в соответствии с условием пункта 3 Контракта.

Заключение Контракта по твёрдой цене налагает обязательства на Заказчика оплачивать все контрактные работы в размере объявленной на тендере цене, то есть в размере не менее 5 млн. долларов США, независимо от факторов, влияющих на уменьшение цены Контракта. Ключевым моментом платежа по подрядным работам является выполненный объём работ по заявленной цене. При этом все оставшиеся платежи, не включенные в стоимость объёма работ, а отнесённые в другие статьи расходов цены Контракта, составляют экономию подрядной организации, поскольку были обозначены неразрывно в единой стоимости тендерных торгов и образовали твёрдую цену Контракта. Это находит подтверждение в ст. 636 Гражданского кодекса РУз, обязательного к применению по Контракту: «Подрядчик, как правило, не вправе требовать увеличения твердой цены (твердой сметы), а заказчик — ее уменьшения, в том числе и в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащей выполнению работы или необходимых для этого расходов». И в пункте 2 Указа Президента РУз за №УП-3240 от 06.05.2003 года: «ответственность за конечные финансовые результаты строительства и соблюдение установленной в контракте договорной цены возлагается на подрядчика, а экономия, достигнутая в результате снижения фактической стоимости, остается в его распоряжении».

Ввиду факта включения 15 % от суммы Контракта в размер общей твёрдой тендерной стоимости Контракта в качестве условной суммы для различных работ и непредвиденных расходов, к которым не обращались по время выполнения работ, это сумма с учётом процента выполненного объёма работ, на основании ст. 636 Гражданского кодекса РУз и пункта 2 Указа Президента РУз за №УП-3240 от 06.05.2003 года, составляет экономию подрядной организации и подлежит выплате в пропорциональном соотношении к уже выполненным объёмам работ. Следует разъяснить, что понятие "условных сумм" данное в разделе (ii) пункта 7 Приложения 1 Контракта не имеет отношения к значению статьи расходов «Условной суммы для различных работ и непредвиденных расходов» указанной в табличной расценке Контракта, так как в разделе (ii) пункта 7 Приложения 1 Контракта речь идёт об условных суммах к условным объёмам работ описанных с привязкой в разделе (i) выше и условные суммы в разделе (ii) приведены на случай осуществления дополнительных (условных) работ, которые не включены в первоначальный контрактный объём работ. Между тем, «Условные суммы для различных работ и непредвиденных расходов» 15 % от цены объёма работ указанные в табличной расценке Контракта, являются производными от основного объёма работ по Контракту и подлежат выплате независимо от производства дополнительных работ. По всей видимости, составление Контракта на базе оригинального английского языка контракта FIDIC, привело к искажению перевода понятий различных условий Контракта созвучных на русском языке. Однако это не должно служить препятствием к единому толкованию условий Контракта и присужденной твёрдой цены тендера.       

В соответствии с требованием пункта 3 Контракта и другими платежными требованиями зафиксировано, что «Подрядчик будет оплачен за объём проделанной работы по курсу в Приложении объёмов работ по каждому пункту». Это означает, что по мере выполнения и приёмки объёмов работ Заказчиком должна производиться оплата в процентном соотношении к завершённым объёмам. В соответствии с актами промежуточного приёмки и актами контрольных обмеров, заверенными уполномоченными представителями сторон и администратором проекта на сегодняшний день подрядной организацией было завершено 80 % от общего объёма работ. В соотношении с ценой выполненного контрактного объёма работ это составляет 3 800 000 долларов США (5 000 000 × 80% = 4 000 000/ 1909,21) за минусом 5% - 200 000 долларов США окончательная сумма составляет 3 800 000 долларов США (4 000 000 - 200 000). Однако, Заказчиком было оплачено лишь 2 500 000 долларов США, что приравнивается к 50% объёмам работ. Оставшиеся  1,5 млн долларов США выполненных и принятых работ по неясным причинам удерживается Заказчиком. При этом, Заказчиком исходящим письмом за №150 от 05.11.2016г. было признано, что подрядной организацией по состоянию на 01.08.2016г. было завершено 70% от контрактного объёма работ, что составляет 3,5 долларов США (5 000 000 × 70% = 3 500 000) и остаток необоснованно удержанный Заказчиком  на указанный период будет равен 1 млн. долларов США (2,5 млн.- 3,5 млн.).

Несмотря на тот факт, что Заказчик признал завершение 70% от контрактного объёма работ, равной 3,5 млн. и подлежащей уплате в размере 1 млн. долларов США, подрядная организация не получила этих средств и продолжает нести убытки, что отражается на ходе выполнения работ. Данные действия Заказчика являются нарушением пункта 36.1 Контракта о своевременном платеже и налагают на Заказчика санкционные  проценты за пользование чужими денежными средствами в размере преобладающего курса для коммерческих займов в размере 20 % годовых (кредитный показатель для Kapital Bank).

Необходимо обратить пристальное внимание, что общая сумма Контракта предусматривает льготный платёж в размере 500 000 долларов США сформированный для налогов, но включенный в твёрдую общую цену Контракта, подлежащей уплате подрядной организации. В данном случае произошло противоречие с требованиями FIDIC и пунктом 97 Приложения Постановления Кабинета Министров РУз за №302 от 03.07.2003 г. “Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан”, в которых не допускается установление "плавающей цены", а предусмотрена только твёрдая цена. Между тем, подрядная организация не была освобождена от налоговых платежей равной сумме льгот 500 000 долларов США, а неспособность предоставить льготный налоговый статус Заказчиком подрядной организации обязывает Заказчика по Контракту покрыть налоговые обязательства подрядчика за свой счёт. Так, согласно пункта 22 Контракта предусмотрена корректировка цены Контракта администратором проекта в сумме налога, от которого подрядная организация должна была быть освобождена. То есть, льготная сумма платежа, охваченная суммой тендерных торгов должна быть покрыта финансирующим органом в лице администратора проекта. Согласно статье 77 ГК РУз члены ассоциации (союза) и иного объединения несут субсидиарную ответственность по их обязательствам в размере и порядке, предусмотренном учредительными документами ассоциации (союза) и иного объединения. В соответствии со ст. 382 ГК РУз и ст. 15 Закона РУз «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» договор-контракт может быть изменён только по соглашению между сторонами, одностороннее изменение условий контракта, включая условие о цене не допускается. условиями Контракта право на одностороннее изменение условий по цене Контракта, не дано Заказчику. В связи с чем, если Заказчик не будет способен предоставить налоговое освобождение подрядной организации, ответственность восполнить цену Контракта на сумму льготного платежа должна быть возложена на администрирующую организацию проекта в форме субсидиарной ответственности согласно статье 977 ГК РУз, где указано, что "В случае изменения условий конкурса или его отмены лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или о его отмене.
Если при изменении условий конкурса или при его отмене были нарушены требования, указанные в частях первой или второй настоящей статьи, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую указанным в объявлении условиям".  

В соответствии с пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.09.2003 г. № 416 «О мерах по дальнейшему совершенствованию мониторинга экспортно-импортных операций» сведения о вносимых изменениях и дополнениях в условия контракта должны быть зафиксированы дополнительным соглашением и вводятся в систему в том же порядке, что и контракты.      

В связи с продлением строительных работ, изменились сроки завершения работ Контракта, что требует заключения дополнительного соглашения и освобождает подрядную организацию от наложения штрафов за просрочку, которые согласно условиям ст. 333 ГК РУз могут налагаться только при наличии вины подрядной организации, в задержке производства работ.   
       
По результатам вышеизложенного, и принимая во внимание отсутствие дополнительного соглашения между сторон, стоимость Контракта, как по международным, так и по национальному законодательству остаётся твёрдой и составляет 5 000 000 долларов США, что закреплено протоколом контрактных переговоров подписанного представителями сторон от 2012 года и условиями Контракта. На сегодняшний день из расчёта 70 % завершённых и подтверждённых сторонами работ общая сумма задолженности по состоянию на 01.02.2017 года составляет 1 млн. долларов США выполненных и признанных работ, без учёта условной суммы налоговых льгот, которые должны быть покрыты согласованным способом в дальнейшем. Сумма банковского процента налагаемого за 5 месячную просрочку платежей составляет 84 тыс. долларов США (1 000 000 × 20%=200 000/12=16666 × 5).

 

 

Февраль 28, 2017

 

 

Тимур Абдулазизов
юридический эксперт

 

 

 

 




2014-2016. Legamb.uz ©
"Правовая помощь для всех"

 

Воспроизводство, копирование, распространение и другое использование информации с сайта Legamb.uz
разрешается только при письменном разрешении администрации сайта.